ИА "Финмаркет" опубликовало мнение Дмитрия Ширяева относительно намерений ОАО "РЖД" спасти свой проект строительства в России сети высокоскоростных магистралей, против которого упорно возражает Минфин. Железнодорожники готовы умерить аппетиты: они хотят соединить скоростными поездами Москву и Казань, а не Москву и Екатеринбург, и построить высокоскоростную ветку Ростов-на-Дону - Адлер вместо полноценного маршрута Москва - Адлер. Выбор маршрутов кажется странным, об окупаемость речь вообще не идет.


По мнению Дмитрия Ширяева, важно, как будут просчитаны пассажиропоток и окупаемость этих проектов. Вложения в железнодорожный транспорт не дают быстрых и очевидных дивидендов.

Были разные варианты использования высокоскоростных поездов, и эффективность этих проектов оказывалась неодинаковая. Разные направления обладают разной степенью востребованности. Например, проект Москва - Нижний Новгород оказался не столь успешен, как Москва - Санкт-Петербург (сейчас движение "Сапсанов" на маршруте Москва - Нижний сокращено до одного в день - "Финмаркет").


Когда речь заходит о ВСМ, вспоминается самый первый проект Москва - Санкт-Петербург, который "благополучно" завершился дефолтом, совпавшим с кризисом 1998 года. Хватит ли денег у всех заинтересованных сторон, чтобы запустить хотя бы пилотный проект между столицами?


Появление высокоскоростных маршрутов неизбежно будет вызывать социальное напряжение на территориях, через которые они пролегают. Для местного населения они не дают ничего, кроме неудобств. Особенно острым противостояние оказывается в том случае, если скоростные поезда используют для своего движения обычную линию: одни поезда начинают мешать другим.


Если же под проекты ВСМ нужно будет прокладывать совершенно новые трассы, то возникнет проблема с землеотводом и выкупом земель у собственников. Упрощенный порядок изъятия земель, который использовался в Сочи для относительно небольших участков и затронул немногочисленных их обладателей, на несколько порядков увеличит масштабы напряжения. Риски могут из экономической сферы перерасти в политическую.


Подробнее.