Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.


Марина Ризванова, генеральный директор АКГ «Уральский союз», канд. эконом. наук, поделилась своим профессиональным мнением:


– В 2025 году бизнес ждет новая реальность, новая жизнь. Причины масштабных перемен, следующих за поправками 2024 года, всем хорошо известны (возникли они не сейчас, а за последние три без малого года), но напомнить их можно. Во-первых, санкции недружественных государств и политика иностранных компаний по их исполнению. Это и собственно санкции против отдельных отраслей, и инициативы отдельных иностранных компаний в порядке «культуры отмены», арест резервов и собственности государства и крупного бизнеса. В последнее время это сопровождалось еще и разрушением сложившейся системы международных расчетов, что, несомненно, начало негативно влиять на экономику и в целом на жизнь.

 

Во-вторых, понятная необходимость высоких и приоритетных бюджетных расходов на оборону и безопасность. Прирост ВВП за счет машиностроения получен за счет оборонного сектора, а его продукция – расходуется сразу после выпуска. Деньги в «обычную» экономику по этой причине идут во вторую очередь.


В-третьих, сокращение традиционной доходной базы бюджета. После крупного сырьевого бизнеса (которому стало труднее зарабатывать) дошла очередь повышать налоговую нагрузку на субъектов малого и среднего бизнеса и население, которые до этого были избавлены от серьезного налогового пресса.


В-четвертых, сжатие рынка труда. СВО как «работодатель» имеет немало конкурентных преимуществ. В связи с этим переток кадров в оборонку также не мог не оголить гражданский сектор экономики. Сокращение притока иностранной рабочей силы после событий в «Крокусе» еще больше подняло цену труда. И поднимет еще, независимо от квалификации.


Теперь скажу про основные изменения 2024 года, реализуемые в 2025 году.


В части экономического курса принятые основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России прямо говорят, что «российская экономика проходит через масштабную структурную трансформацию», а произведенные изменения в налогообложении названы повышающими справедливость налоговой нагрузки. То есть государство при проведении фактической налоговой революции (или наоборот) признало свои ошибки. Поэтому основные налоговые изменения следующие: НДФЛ становится прогрессивным (по шкале). Действовавшая ранее 2024 года система вывела из тени немало доходов, которые теперь обложить оказалось технически просто. И бюджетам регионов прибавка, и идеологическое обоснование справедливости – актуальное; ставка налога на прибыль повышена в совокупном размере до 25%. В данном случае государству нужно больше денег, и эти нужды вполне понятны. А тем, кто хочет заплатить меньше, предусмотрены новые налоговые вычеты: федеральный инвестиционный и за инвестиции в стартапы (инновационные проекты или деятельность через договоры инвестиционного товарищества).


Настоящая налоговая политика, стимулирующая развитие. Здесь баланс интересов бюджета и бизнеса соблюден; малый и средний бизнес на упрощенной системе налогообложения (УСН) получил еще и обязанность по уплате НДС (если в 2024 году выручка составила более 60 000 000 рублей), причем как все – «по отгрузке» к базе по УСН, рассчитываемой «по оплате». Пусть ставки и не самые высокие (5 и 7%), но вычетов не будет, и весь учет нужно будет дублировать. А главное, «крупные из малых» будут сдавать декларации по НДС и станут столь же прозрачными для ФНС России, как и компании на общей системе налогообложения. Будем считать, что это и есть справедливость; предусмотрена налоговая амнистия в 2025–2026 годах для использовавших схему с дроблением бизнеса в 2022–2024 годах.


Кстати, для тех, кто не согласен, обеспечены не только штрафы, но и уголовная ответственность (еще на слуху громкие дела блогеров-миллионеров (а порой и миллиардеров); по имуществу кадастровой стоимостью свыше 300 000 000 рублей регионам дано право повысить налоговую ставку с 2 до 2,5%. Федеральный центр дает источник дохода регионам. Платить за это будет, естественно, бизнес; с физических лиц недоимки будут взыскивать без суда с 1 ноября 2025 года3. Часть такого населения – самозанятые, используемые бизнесом. Население к безналичным расчетам привыкло. Удобство это универсальное, поправки упростят налоговикам взыскание; срок получения электронных документов от ИФНС не будет учитывать время на направление ответной квитанции4. Срок «юридического» получения документов теперь будет един – 6-й рабочий день от отправки. У налогоплательщиков фактически изъяли дополнительную неделю на подготовку документов и ответов. Отследят поправку не все сразу.


Штрафов будет немало, на это, похоже, и расчет; в 2024 году резко, в разы, увеличены госпошлины, в т. ч. при обращении в арбитражные суды, регистрации прав и сделок с дорогостоящей недвижимостью, изменений к договору аренды, расторжения брака, выдаче дубликата свидетельства о рождении, браке, смерти, ранее также увеличен до 2 000 000 рублей порог для банкротства организаций. Судебное взыскание задолженности будет затруднено, а использование рычагов давления на контролирующих должников лиц по малым долгам – исключено. Вероятны неплатежи, особенно по «добанкротного» размера суммам.

 

 

Помимо налогов, в 2025 году готовится повышение штрафов. Этот источник наполнения бюджета становится все более значимым, ведь он «справедлив» по определению (как наказание за понятные нарушения). Причем повышены будут самые массовые штрафы – за нарушение ПДД5. Будет снижен размер скидки за оперативную уплату штрафа с 50 до 25%, а срок для его уплаты увеличат до 30 дней. Это повлияет не только на грузоперевозчиков, но и на всех потребителей их услуг, включится в цену.

 

 

 

В части учета и контроля Правительство России утвердило Основные направления государственной политики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года (распоряжение от 22.11.2024 № 3386-р). Запланировано обязательное представление полугодовой отчетности организациями госсектора с расширением их круга (уже без учета размера доли государства в капитале), с обязательным аудитом этой отчетности, а также отчетности инфраструктурных компаний. Такую отчетность нужно будет размещать на Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО), с установлением административной ответственности как за неисполнение этой обязанности, так и за уклонение от обязательного аудита.


 


Государство заинтересовано в лучшем контроле как за своим сектором экономики (роль которого будет возрастать), так и за бизнесом в целом. Роль бухучета и аудита будет повышаться, а затраты на них – расти. В сфере закупок протекционистский «национальный режим»6 систематизируется в едином постановлении Правительства РФ. При этом вводится отчетность об объеме закупок российских товаров за 2025 год и далее. Такая отчетность может дать государству дополнительную информацию о проблемных отраслях и предприятиях в плане импортозамещения. Принятые и планируемые изменения нужно было обеспечить механизмами исполнения. Кроме уже упомянутых вопросов отчетности и контроля, это, безусловно, ответственность.


За искажения в счетах-фактурах и налоговых декларациях введена специальная уголовная ответственность8. Сроки лишения свободы по новой ст. 173.3 УК РФ – больше, чем за обычное уклонение от уплаты налогов, и освобождение от наказания уплатой всех доначислений – не предусмотрено.


Как жить и чего ждать?

За время, что идет СВО (почти 3 года) ресурсы и заделы экономики мирного времени в значительной степени израсходованы. В связи с этим экономическая жизнь будет подчинена приоритету государственных и, в частности, бюджетных интересов.


Бюджет на 2025-й – принят с дефицитом более триллиона рублей и долей расходов на оборону почти в треть от их всех, а с нацбезопасностью и правоохранением – больше трети. Это военный бюджет. Для достижения целей государству потребуются ресурсы и бизнеса, и народа. Поэтому и сам бизнес для реализации государственных интересов может разделиться на «нужный» и «ненужный» в военный период. Поддерживать и спасать будут не всех. Государство будет искать новые источники доходов бюджета (не исключая займы разной степени добровольности), к чему всем нужно быть готовыми и не возмущаться. Сложившаяся (и перспективная на ближайшие годы) ситуация – надолго. Достаточно вспомнить историю послевоенных лет. Параллели найдутся. Нам всем (кто остается в России) нужно будет не впадать в панику, а сплотиться, чтобы активно и производительно работать, реагируя на вызовы времени.


Источник: https://delo-press.ru/journals/law/v-fokuse/68357-chto-zhdet-biznes-v-2025-godu/