В борьбе за покупателя компании придумывают акции, дают бонусы и выплачивают премии. Но то, что нравится маркетологам, не всегда одобряют налоговики. Эксперты «ПНП» разобрали ситуации, когда удачные маркетинговые ходы вступают в противоречие с грамотным налоговым планированием и ожиданиями инспекторов. А читатели оценили, чья позиция сильнее.


Компания выплачивает премии за выполнение определенных условий договора взаимозависимым покупателям. Может ли это вызвать претензии со стороны проверяющих?

 

Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики АКГ «Уральский союз»:

 

Нет, главное, что премии были частью маркетинговой политики.


Закон не запрещает выплачивать премии любым клиентам, в том числе взаимозависимым (п. 4 ст. 421 ГК). Главное, чтобы условия выплаты бонусов соответствовали обычаям делового оборота, а их размер был на рыночном уровне. Продавец вправе учесть такие затраты Да, если основная цель – необоснованная налоговая выгода.

 

Расходы на выплату премий клиентам должны быть экономически оправданными и документально  подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК). Это относится и к премиям за выполнение определенных условий договора взаимозависимыми клиентами (письма Минфина от 23.09.2019  в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК, письмо Минфина от 14.04.2017 № 03-0306/1/22268).


Поощрять всех клиентов, достигших определенных показателей, или каких-то особо ценных контрагентов – личное дело компании (постановление АС Поволжского округа от 19.06.2020 № Ф06-60980/20). Главное, чтобы выплата премий была направлена на получение дохода, то есть соответствовала пункту 1 статьи 252 НК (письма Минфина от 16.12.2019 № 03-0306/1/98264, от 27.11.2019 № 03-0306/1/92160).


Подробнее.