Минфин сообщил, что недавно подписанным законом от 11 июня 2021 года № 165-ФЗ в "антиотмывочный" закон вписаны положения, посвященные контролю и надзору, в том числе – за соблюдением антиотмывочных требований аудиторами (как фирмами, так и индивидуалами). В частности, в главе III закона 115-ФЗ повилась новая статья 9.1, которой (как ни странно) там вообще не было, о контроле и надзоре. Изменения вступят в силу с 27 июня 2021 года.

 


Подход к организации контроля будет риск-ориентированным. Уровни риска формируются с учетом в том числе результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга. Соответственно, введено понятие такого мониторинга – это анализ поступающей в уполномоченный орган информации.

 

Законом 165-ФЗ добавлено, что национальная оценка рисков организуется Росфинмониторингом во взаимодействии с госорганами, ЦБ, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов, СРО и при участии организаций, занимающихся операциями с денежными средствами или иным имуществом. Последние оценки (национальная и секторальная) проводились в 2017 – 2018 годах, сообщил Минфин.

 

В ходе секторальной оценки риски выявляются для отдельных сфер. Оценка рисков проводится Росфинмониторингом и соответствующими контрольными органами. Порядок проведения такой оценки для аудиторской деятельности устанавливается субъектами контроля в этой сфере. Минфин назвал такие субъекты: РФМ, казначейство, СРО (информационное сообщение от 15.06.2021 № ИС-аудит-44).

 

Грядет массовое переписывание всяческих подзаконных актов в этой сфере, потому что теперь их надо подогнать под требование новой главы закона. Для начала исходя из требований закона 165-ФЗ правительство примет положение об антиотмывочном контроле. Затем (уже в соответствии с постановлением кабмина) – каждое из упомянутых ведомств запустит свой "бешеный принтер".

 

Наверняка во всей этой "макулатуре" в итоге пропишут новые проверки, которые будет проводить Росфинмониторинг. И совершенно не исключено, что новые проверки ожидают в том числе и аудиторов.

 

Возможно, те, кто сейчас не подпадает под контроль казначейства (кто не работает по части 3 статьи 5), будут подвергаться теперь проверкам не только со стороны СРО, но и со стороны РФМ. Сейчас последний пытается воздействовать на аудиторов посредством СРО, которая зачастую лишь мягко намекает аудиторам, что неплохо бы почаще заглядывать в личный кабинет на сайте РФМ и так далее. 

А скоро антиотмывочное ведомство получит рычаг непосредственного воздействия.

 

Помним также, что недавно принятые обширные поправки вводят в аудиторскую сферу "карательный" орган в лице ЦБ. Не исключено, что именно ЦБ будет "трясти" за антиотмывочные нюансы своих новых поднадзорных – работающих с ОЗО на финансовом рынке. Ведь в целом ЦБ тоже уполномочен на это. Так что для аудиторов, занимающихся финрынком, закон 165-ФЗ, вероятно, не усилит прессинг по сравнению с тем, что последует после введения ЦБ в регулирование отрасли.

 

Как получится с теми, кто работает просто с ОЗО – трудно даже и предположить. Или казначейству назначат функции по "антиотмывочным" проверкам, или ФК будет приходит к аудиторам "в гости" вместе с РФМ, или же, что еще хуже, они будут ходить по отдельности – каждый за своим "драйвом". В любом случае, контроль усилится.

 

Источник: Audit-IT