Работодатель прописал в правилах внутреннего трудового распорядка обязанность сотрудника каждого отдела, в том числе, бухгалтеров, юристов, ИТ-специалистов, следить за порядком на своих рабочих местах. При этом они обязаны убирать помещения, мыть полы и окна в комнатах, где находятся их рабочие места. Законны ли такие требования работодателя? Для чего предназначены правила внутреннего трудового распорядка Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт фирмы, в котором надо отразить: порядок приема и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность работника и работодателя; режим работы; время отдыха; меры поощрения и взыскания; иные вопросы, касающиеся особенностей трудовых отношений у данного работодателя. Как видим, круг вопросов, которые можно урегулировать с помощью Правил внутреннего трудового распорядка, открыт.

 

Тем не менее, в него нельзя включать положения, которые противоречат Трудовому кодексу. Ранее по теме: Обязывать работников уведомлять о наступлении болезни нельзя Что нельзя включать в Правила внутреннего трудового распорядка Прежде всего, в Правила внутреннего трудового распорядка нельзя включать дополнительные функции, которые напрямую не связаны с трудовыми обязанностями сотрудника. Вид поручаемой сотруднику работы вы указываете в трудовом договоре с ним. Он должен соответствовать должности, на которую вы берете работника, полученного им образования и квалификации. Поэтому, требовать от работника выполнения обязанностей, в том числе по уборке помещений, не предусмотренных его трудовым договором или должностной инструкцией, вы не можете. Следовательно, такие обязанности нельзя указывать и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Также проверяющие не согласятся, если вы установите сотруднику дополнительные обязанности, которые не соответствуют трудовому законодательству.

 

Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка вы решили обязать сотрудника сообщать о своей болезни в первый день нетрудоспособности. Такое требование Правил признают незаконным, поскольку работника нельзя обязать совершать определенные действия в период, когда он освобожден от исполнения трудовых обязанностей. К такому времени относится период болезни. Поэтому, даже если такое правило вы пропишете в Правилах внутреннего трудового распорядка организации, то привлечь работника к дисциплинарной ответственности за ее неисполнение не сможете. Однако, урегулировать этот вопрос с помощью Правил, все-таки возможно. Все дело в формулировках. Не устанавливайте обязательное правило, которое сотрудник должен выполнить. Предусмотрите это в виде рекомендации. Например, так: «В случае наступления болезни работнику рекомендуется немедленно уведомить об этом работодателя». Так рекомендовали поступать эксперты Роструда.


© Бухгалтерия.ру