Юбилейный, 25-й, выпуск рейтингов крупнейших российских аудиторских организаций и групп, составленный рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), выявил начавшуюся рецессию на этом рынке финансовых услуг. Смягчить негативные тенденции аудиторам удалось за счёт тех клиентов, которых заказывать проверки впрямую обязывает закон.

 

Спокойно, мы падаем

Суммарная выручка топ-100 российских аудиторских организаций составила в 2019 году 38,24 млрд рублей, против 39 млрд рублей годом ранее, снизившись за год на 2% (см. таблицу «Рэнкинг крупнейших аудиторских организаций»). Этого оказалось недостаточно, чтобы обогнать инфляцию, которая, по Росстату, в прошлом году составила 3%. Таким образом, за последние три года ведущие аудиторы страны лишь в 2018 году смогли существенно нарастить свои обороты (+9%), ведь и в 2017 году в этом сегменте наблюдался спад (–5%).

 

Вниз рынок тянут, как ни странно, суммарные показатели лидеров — компаний «большой четвёрки». В 2019 году на их долю пришлось 72% от всей выручки по рэнкингу — 27,38 млрд рублей (минус 4,8% к прошлому рэнкингу, когда четвёрке удалось заработать 28,76 млрд рублей). А вот за вычетом этих компаний совокупный доход других участников рэнкинга увеличился на 6% — более 60 компаний из рейтинга завершили год увеличением своих доходов.

 

Это видимое противоречие объясняется довольно просто. На рынке аудита выделаются два основных сектора — проверки обязательные (от них нельзя уклониться — закон принуждает) и инициативные (т.е. добровольные). В 2019 году общее число этих проверок (на профессиональном языке — аудиторских заключений), по данным компаний-участниц рейтинга, в целом возросло на 5,3% (до 18 324). При этом заключений по обязательному аудиту стало на 6,9% больше (16 415), а по инициативным проверкам меньше — на 6,7% (1 909). Во-первых, это свидетельствует о том, что в 2019 году аудиторы стали работать интенсивнее за меньшие деньги. А во-вторых, часть «подневольных» клиентов могла предпочесть заказать аудит тем, у кого это стоит дешевле.

 

Сила обязательств

Общая выручка от аудита (обязательный и инициативный аудит, плюс сопутствующие аудиту услуги — согласно форме №2-аудит) у участников рейтинга аудиторских организаций за год снизилась на 3% и составила 21,787 млрд рублей (см. график 1). Доходы от консалтинга (услуги, связанные с аудиторской деятельностью) снизились на 1% и составили 16,451 млрд рублей (консалтинг в области финансового, налогового и бухгалтерского учёта, юридические консультации, оценка, автоматизация, а также аутсорсинг учётных функций — почти у половины компаний из списка текущего топ-100 есть услуги данного направления).

 

Самый больший по размерам и самый устойчивый сектор — обязательный аудит, который проводится в силу законов, по итогам 2019 года увеличился на 2% (т.е. всё равно ниже инфляции) и составил 16,314 млрд рублей – это 74,9% суммарной выручки от аудиторской деятельности (см. графики 23 и 4). Число аудиторских заключений составило 16 415, увеличившись на 6,9%. Чтобы вывести рынок в плюс этого оказалось недостаточно, так как на 22% — до 2,745 млрд рублей снизилась выручка участников рейтинга, полученная от инициативных проверок, одновременно при снижении числа заключений в этом секторе (-6,7%) до 1 909 штук. Упали и доходы в сегменте сопутствующих аудиту услуг (например, проверки промежуточной консолидированной отчётности или аудит нефинансовой отчётности). По итогам 2019 года выручка здесь составила 2,729 млрд руб., уменьшившись год на 3%.

 

Налицо стремление клиентов сократить расходы на инициативных процедурах, необходимых для получения объективной информации, — менеджментом и собственниками, инвесторами и кредиторами.

 

Подробнее https://raex-a.ru/researches/audit/audit_2020