Минфин опубликовал основные направления развития аудиторской деятельности в РФ на период до 2024 года, проект которых несколько дней назад одобрил САД. Это большой документ, из которого можно сделать некоторые выводы насчет вопросов, наболевших в аудиторской среде.

 

Надзор за аудиторами

Во-первых, от многострадального законопроекта, которым планировалось переустроить регулирование отрасли, власти не отказались. Напомним, летом прошлого года появился первый вариант законопроекта № 273179-7 ко второму чтению. И в таком виде в думской базе он висит до сих пор, хотя весной в сети оказалась новая версия поправок с претензией на официальность, которая, тем не менее, в официальных источниках пока нигде не всплыла.

 

В направлениях же повсеместно "торчат уши" этого законопроекта, причем, именно его последней (весенней) версии (что вселяет надежду на ее достоверность). Например, заявлено о дифференциации требований к субъектам аудиторской деятельности в зависимости от общественной значимости аудируемых лиц; о повышении требований к аудиторским организациям, обслуживающим ОЗО на финансовом рынке; конкретизации понятий ОЗО и ОЗО на финрынке; наделении ЦБ рядом полномочий по регулированию деятельности аудиторских организаций, обслуживающих ОЗО на финрынке.

 

Единая СРО

Во-вторых, согласно "направлениям" СРО будет одна. Предстоящий в этой связи процесс чиновники называют "завершением консолидации аудиторской профессии". Напомним, что последние события показали неспособность двух действующих СРО договориться об объединении, безболезненном для аудиторов. Кстати, упомянутый законопроект в его весенней редакции содержал свой вариант объединения.

 

Напомним, законопроект предполагал, что действующие СРО должны будут подать новую заявку на присвоение статуса СРО, и одной из них будет отказано. Статус дадут той СРО, члены которой согласно статданным охватили более половины рынка аудиторских услуг в 2017 году. Компенсационный фонд СРО-"отказника" будет "ответственно" храниться у нотариуса до тех пор, пока заветный статус не получит вторая СРО. Затем ей будет передан фонд и не менее 30% членских взносов, которые засчитают членам "новой" СРО в счет взносов за 2019 год. У членов экс-СРО будет 180 дней для ведения деятельности, пока не вступят в другую СРО, следовало из законопроекта.

 

Какой именно вариант власти считают оптимальным (присутствовавший в законопроекте, или же – один из тех, что недавно обсуждали обе СРО) – на это "направления" свет не проливают. В общем, власти хотят получить результат, но или понятия не имеют, как именно, или им просто абсолютно все равно, какие жертвы потребуются на пути к этой цели.

 

Куда еще "направляемся"

Документ содержит множество туманных лозунгов о будущем (в той или иной степени светлом), но некоторые заявления претендуют на какую-то понятную конкретику. В том числе планируется:

  • поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухотчетности для разных групп аудируемых лиц;
  • введение в законодательство понятия "руководитель задания по аудиту" и установление требований к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту ОЗО;
  • совершенствование практики выполнения аудиторскими организациями дополнительной работы в ходе аудита ОЗО, в частности, проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности их систем управления рисками и внутреннего контроля, проверки соответствия деятельности таких организаций их стратегическим документам;
  • повышение вовлеченности аудиторской профессии в национальную антиотмывочную систему, а также в борьбу с коррупцией, в том числе с подкупом иностранных должностных лиц.




Из хорошего для аудиторов – опять обещают усиление ответственности экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита, а также – за недостоверность отчетности, подлежащей такому аудиту.

 

Есть в "направлениях" также раздел, посвященный повышению квалификации. Вроде бы, не планируют увеличивать требуемое количество часов (сейчас – 120 часов каждые три года). Напомним, рабочий орган САД недавно решил, что, в том числе, по 20 часов в год должно быть посвящено приоритетной тематике.