Мы уже рассказали о том, как и под каким соусом ЦБ будет регулировать аудиторскую отрасль согласно законопроекту № 273179-7, который подготовлен Госдумой ко второму чтению. Но этим, как известно, новшества не исчерпываются, и теперь сообщим о поправках, которые ждет закон об аудиторской деятельности.

 

Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России. К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).

 

Аудитором будет считаться лицо, получившее аттестат как в соответствии с действующим законом, так и в соответствии со старым законом об аудиторской деятельности - от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ. Будет оговорено, что аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат, выданный согласно старому закону, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Вводится понятие "руководитель аудита".

 

Новый перечень случаев обязательного аудита таков:

  • случаи, установленные федеральными законами;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (кроме государственных внебюджетных), поступление имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей;
  • организации (за исключением органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, организаций потребкооперации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
    • объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, начиная с этой даты – более 800 млн (сейчас этот показатель - 400 млн);
    • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн рублей, начиная с "часа икс" –  более 400 млн (сейчас критерий по активам - 60 млн).


Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.

 

Как уже отмечалось, несмотря на то, что из части 1 статьи 5 будет убран ряд пунктов - АО, кредитные и страховые организации - этот обязательный аудит останется как проводимый в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

 

Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

 

Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО). Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ. Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется. Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

 

Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты - от 12. При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита ОЗО; кроме того, нельзя иметь среди работников "плохих" аудиторов. Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости; наличие сайта, другие.

 

Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может "вылететь" из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости, а также другие прегрешения.

 

Упраздняется пункт 2 статьи 6 об обязательном содержимом АЗ. Остается пункт 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания). Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.

 

В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.

 

Вводятся правила подписания АЗ - если аудит проводила фирма, то АЗ подписывается руководителем аудита с указанием его ФИО и номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций. В случае проведения аудита индивидуальным аудитором он же и подписывает АЗ. Таким образом, обсуждавшийся вариант проставления на АЗ двух подписей не прошел.

 

СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.

 

Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.

 

Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год. Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год. Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.

 

ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом. Так что еще не известно, каковы шансы у новой модели экзамена, разработанной  ЕАК.

Вносится еще и огромное количество других поправок.