В информационном сообщении от 15.12.2016 N ИС-аудит-10 Минфин рассказал о нестоимостных критериях оценки участников закупки аудиторских услуг.

 

Совет по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 года (протокол N 29) одобрил документ "Подходы к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки". В документе приведены нерекомендуемые и рекомендуемые нестоимостные критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг, примеры показателей этих критериев с краткими пояснениями, а также подход к определению порядка оценки критериев.


В частности, при проведении конкурсов по закупке аудиторских услуг не рекомендовано применение следующих критериев:

  • не определенных формально (допускающих возможность субъективности, в том числе при определении базовых значений);
  • предполагающих раскрытие конфиденциальной информации, определяемой в договорах с клиентами;
  • предполагающих относительные сравнения одного претендента с другим (при отсутствии заданного максимального абсолютного показателя, характеризующего достаточную степень надежности соответствия качеству предполагаемой работы);
  • основанных на положениях, однозначно определяемых требованиями законодательства;
  • предполагающих наличие у внешнего аудитора ресурсов, не связанных с требованиями действующего законодательства и (или) особенностями аудиторского задания, а также предусматривающих требования по вопросам, не связанным с аудиторским заданием;
  • предопределяющих выбор претендента;
  • порождающих условия для возникновения конфликта интересов;
  • вынуждающих претендентов нести необоснованные издержки, связанные с предоставлением подтверждающих документов.


К рекомендуемым отнесены следующие критерии:

  • соответствие масштабов деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) аудиторскому заданию;
  • обеспечение внутреннего контроля качества работы;
  • результаты внешнего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • опыт аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • квалификация и опыт руководителя задания, опыт старших членов аудиторской группы;
  • привлекаемые к аудиту эксперты;
  • уровень вовлеченности руководителя задания и старших членов аудиторской группы в выполнение задания;
  • уровень вовлеченности аудиторской организации (индивидуального аудитора) и/или сети, в которую входит аудиторская организация, в аудит группы;
  • технологическая составляющая в проведении аудита.

 

Документ предназначен для применения при выборе аудитора для оказания аудиторских услуг (аудит, обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности, сопутствующие аудиту услуги).

 

Также САД одобрил временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Классификатор представляет собой свод возможных нарушений закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов с указанием степени грубости нарушений и их устранимости (для существенных нарушений). СРО аудиторов и Казначейство России будут применять временный классификатор при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

 

Кроме того, САД одобрил документ "Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов". В данном документе использованы понятия "существенное нарушение" и "неустранимое нарушение". Для того, чтобы обеспечить единые подходы в практике внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, САД установил, что при применении названного выше документа эти понятия используются в значении, определенном временным классификатором нарушений.

 

Audit IT