В статье освещаются основные события в сфере российского аудита за 20-летний период, проблемы, сопровождающие аудиторскую деятельность, и тенденции на рынке аудита и консалтинга. Автор - Ризванова М.В., генеральный директор АКГ "Уральский союз".

 

О рынке аудита и компании

Главным толчком к формированию отечественного рынка аудита в его современном виде было постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 № 1335, которое позволило закрепить обязательность проведения аудита для определенных экономических субъектов, а в дальнейшем сохранить это правило на законодательном уровне. Следует заметить, что аудит в России существует во многом благодаря его обязательности.

 

В 1996 году нормативная база по обязательному аудиту была практически полностью сформирована. Для проведения аудита финансовой отчетности был установлен критерий объема выручки от реализации в размере не менее 500 000 МРОТ или наличия у предприятия активов в размере от 200 000 МРОТ. В 2000 году минимальный размер оплаты труда для целей расчета незарплатных платежей и показателей был зафиксирован, и суммы в 50 000 000 рублей для выручки и 20 000 000 для активов не менялись на протяжении 14 лет. Таким образом, была заложена основа формирования клиентской базы аудиторских компаний, поскольку инфляция ежегодно расширяла круг аудируемых компаний. Первый закон «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 07.08.2001) ввел ограничение в количестве не менее пяти аттестованных аудиторов для возможности осуществления аудиторской деятельности, действующий в настоящее время закон «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30.12.2008) заменил лицензирование обязательным членством в СРО и снизил минимальное количество аудиторов до трех человек в компании, а также ввел дополнительную аттестацию для проверки публичных компаний и субъектов с государственным участием. При этом основной, экономический критерий остался неизменным.

 

Подробнее в разделе "Статьи".