Как подготовиться к аудиторской проверке?

Каждый год для бухгалтеров наступает непростой период подготовки годовой отчетности,  и большинство из них задаются вопросом «А нужна ли нам аудиторская проверка?» При положительном ответе на вопрос принимается решение о привлечении профессионалов для проведения аудиторской проверки. Другая часть бухгалтеров задается вопросом «Зачем в принципе нужны аудиторы? Чем они могут нам помочь?»


1. Каким бы компетентным не был бухгалтер, у него может физически не хватить времени на проверку правильности подготовки отчетности. А аудиторская проверка как раз подразумевает тщательный анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2. Как правило, специалисты бухгалтерских служб вынуждены выполнять огромный объем рутинной работы, в результате чего существует риск пропустить последние изменения в законодательстве. А учитывая постоянно меняющее российское законодательство, уследить за изменениями весьма сложно! Поэтому  в данной ситуации будет очень полезной информация, которой обладают аудиторы.
Хотим обратить Ваше внимание, что основываюсь на многолетней практике, аудиторы АКГ «Уральский союз» в рамках аудиторской проверки оказывают профессиональные консультации по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета. Информация, полученная в ходе консультаций, позволит бухгалтеру отстаивать свою точку зрения перед контролирующими органами. 
3. Аудиторская проверка позволит выявить рискованные хозяйственные операции, и, таким образом, помогут избежать наказаний, предусмотренных Налоговым, Административным, и Уголовным Кодексами Российской Федерации.

Обращаем Ваше внимание, что кроме вышеперечисленного, наша независимая аудиторская проверка позволит выявить скрытые резервы для повышения эффективности работы всего предприятия!
Подведя итого вышесказанного, мы рекомендуем всем бухгалтерам относиться к аудиторам не как к контролирующему органу, который нагрянет внезапно (как налоговая проверка), а исключительно как к союзнику. А уже решать Вам, нужен такой помощник или нет.
 

Но если Вы все же решили проводить привлечь аудиторскую проверку, то необходимо подготовить к приходу аудиторов определенные документы. 


 

Документы для аудиторской проверки

Перечень документов, которые используют в своей работе аудиторы, приведен ниже:

1.    Учредительные документы, распоряжения учредителей;
2.    Документы на получение лицензий, патентов и др. видов интеллектуальной собственности;
3.    Материалы судебных разбирательств и Решений судебных, вышестоящих и местных органов;
4.    Документы и отчеты по получению и использованию бюджетных средств;
5.    Отраслевые нормы, правила, указания;
6.    Внутрифирменные инструкции и положения;
7.    Штатное расписание. Коллективный договор. Положение по оплате труда;
8.    Договоры хозяйственные (аренда, поставка, комиссия и т.д.) и другие коммерческие по всем видам деятельности;
9.    Приказы производственные, кадровые;
10.  Плановые и фактические калькуляции. Сметы. Проекты. Расчеты и обоснования об утверждении регулируемых тарифов и др.;
11.  Производственные и другие внутрифирменные отчеты;
12.  Плановые и фактические сметы использования собственных фондов Предприятия. Смета представительских расходов. Документы, определяющие распределение прибыли;
13.  Приказ по учетной политике. Рабочий план счетов (субсчетов). График документооборота;
14.  Документы по постановке на налоговый учет в налоговых органах и внебюджетных фондах, Уведомление о присвоении кодов в территориальном управлении Госкомстата РФ и другие регистрационные документы;
15.  Акты сверки по налогам и сборам налоговыми органами. Акты проверки предприятия налоговыми органами;
16.  Годовая отчетность с приложениями и пояснениями к ней;
17.  Письменная информация и аудиторские заключения по результатам аудиторских проверок, не менее чем за 2 предшествующих финансовых года.
18.  Налоговые регистры, расчеты и декларации, справки по расчетам (по всем налогам). Документы, обосновывающие льготы по налоговым расчетам;
19.  Главная книга, оборотный баланс;
20.  Квартальная и годовая бухгалтерская и статистическая отчетность в полном объеме;
21.  Книга покупок и продаж. Журнал регистрации входящих и исходящих счетов-фактур;
22.  Журналы-ордера, расшифровки (аналитический учет) по ведению учета на всех балансовых счетах. Сведения, аналитический учет по ведению операций на забалансовых счетах;
23.  Акты инвентаризации товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов, кассовой наличности, расчетов задолженности и прочих статей баланса;
24.  Все первичные документы, подтверждающие данные учета, зафиксированные в журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах;
25.  Накладные, закупочные акты, акты приемки, ликвидация, писания, и прочие документы, подтверждающие движение товарно-материальных ценностей. Материальные и товарные отчеты;
26.  Акты приема-передачи, ввода в эксплуатацию, ликвидации, реализации, переоценки, карточки и т.д., подтверждающие движение основных средств. Инвентарная опись основных средств;
27.  Первичная документация по учету и хранению материально-производственных запасов;
28.  Договоры материально-ответственными лицами. Журнал учета выданных доверенностей и другие документы по требованию аудитора;
29.  Кассовая книга предприятия, справка об установлении лимита остатка денежной наличности. Кассовые документы (приходные, расходные ордера со всеми приложениями);
30.  Авансовые отчеты подотчетных лиц приложениями;
31.  Акты взаимозачетов: договоры цессии и другие документы о погашении обязательств. Акты приема-передачи векселей. Акты сверки расчетов контрагентами;
32.  Результаты последней и предыдущей инвентаризации;
33.  Документы банка (выписки с приложениями). Договоры банковского счета, займа, кредитные. Договоры залога;
34.  Документы на приобретение и выбытие ценных бумаг. Книга учета ценных бумаг;
35.  Расчеты по заработной плате работников приложением всех документов – оснований для расчета: табеля учета рабочего времени, больничные листы, расчет отпускных; документы, обосновывающие применение льгот по подоходному налогу, трудовые соглашения, договоры подряда, заявления, лицевые счета, налоговые карточки, любые другие документы, относящиеся к расчетам по заработной плате и исчислению подоходного налога. Книга учета депонентов. Договоры займа и другие;

36.  Документы, обосновывающие начисление детских пособий, выдачу суд и т.д.;
37.  Документы, обосновывающие учет расчетов по претензиям и недостачам (предъявленные претензии, решение арбитражных судов, решение следственных органов и т.д.);
38.  Бухгалтерские правки;
39.  Другие документы, устные и письменные пояснения.
40.  Копию программного продукта, содержащую сведения, на основании которых ведется аналитический и синтетический учет. А также составляет отчетность, которая предоставляется в налоговые органы РФ и другим заинтересованным пользователям.
41.  Обеспечить беспрепятственный доступ к иным программным продуктам, в которых содержится сведения способствующие выполнению задания.

 

Если Вас заинтересовала аудиторская проверка или с возникли какие-либо вопросы по подготовке документов к аудиторской проверке, звоните нам по телефону

+7 (495)232-0204