Россиянам выдадут электронный паспорт

Очередная новация премьера Дмитрия Медведева может уже с 2015 года в корне изменить жизнь россиян. Если, конечно, ее реализация не начнет буксовать точно так же, как и проект электронного правительства, судьба которого обсуждалась на вчерашнем заседании президиума Совета при президенте по модернизации и инновационному развитию РФ. Ожидается, что через два года населению выдадут электронный паспорт вместо бумажного, и это вынудит граждан активнее пользоваться госуслугами в Интернете. Эксперты указывают на плохое межведомственное взаимодействие и на невысокую компьютерную грамотность населения. 

 

«Современные технологии позволяют идентифицировать гражданина, например, при помощи банковской карты или телефонной сим-карты. А в перспективе мы должны выйти на создание электронного паспорта, над чем сейчас работает целый ряд ведомств, компаний и регионов», – сообщил Дмитрий Медведев. Были названы и конкретные сроки. «Мы ставим задачу с 2015 года начать апробацию, поэтапный переход к российскому общегражданскому паспорту в форме электронной идентификационной карты с личным сертификатом электронной подписи гражданина вместо традиционного бумажного документа. Это создаст очень серьезную платформу для того, чтобы в ближайшие несколько лет мы совершили прорыв в части вовлечения граждан именно в электронный способ получения услуг», – пояснил вчера министр связи Николай Никифоров. 


Правительство также планирует снизить степень секретности географических данных, чтобы госучреждения могли публиковать на своих порталах цифровые карты местности наподобие тех, что выкладывают в Интернете Яндекс и Google. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, в свою очередь, рассказал, что уже до конца этого года появится возможность электронной госрегистрации прав на недвижимость. 


Между тем электронное правительство пока не слишком радует Медведева. К 2018 году 70% граждан должны получать госуслуги в электронном виде, тогда как сейчас этот показатель – около 20%. «Темпы перевода услуг в электронный вид пока трудно назвать оптимальными», – признал премьер. 
Понятие «предоставление услуги в электронном виде» трактуется ведомствами по-разному. Нужно более четко определить, что это такое. «За этим не должна стоять просто информация об услуге на веб-странице ведомства. Задача – создать полноценный интерфейс, который упростил бы общение с чиновниками. Он должен быть понятен не только продвинутым интернет-пользователям, но и обычным людям, людям зрелого возраста», – указал Медведев и добавил, что «ведомства и бюджетные учреждения должны сами запрашивать имеющуюся в электронных базах информацию, а не требовать от людей ворох бумажек, ксерокопий, которые они таскают в разные места». Система оказания услуг должна быть общефедеральной, важно, чтобы сервисами мог воспользоваться каждый гражданин РФ вне зависимости от места жительства и пребывания. 


Чтобы хоть как-то простимулировать переход учреждений к инновациям, Медведев решил возглавить правительственную комиссию по использованию информтехнологий. «Думаю, что это пойдет на пользу, потому что такое внимание со стороны руководства правительства всегда создает дополнительное напряжение», – пояснил он. 
Наблюдатели признают, что изменения в лучшую сторону происходят, однако их мало и касаются они, как правило, жизни в столице и мегаполисах. «Получить загранпаспорт, записаться на техосмотр, оплатить штрафы – все стало значительно проще. Во всяком случае в столице. Но Россия – большая страна, всевозможные государственные базы данных и исполнители сильно разрознены и распределены между федеральными и региональными ведомствами. Некоторые ведомства до сих пор работают на бумаге, и персонал не знаком с компьютерами. Все это, конечно, сильно усложняет информатизацию», – описывает ситуацию коммерческий директор NAUMEN Игорь Кириченко. «Не все услуги удалось реализовать на данной платформе по причине слабого межведомственного электронного взаимодействия», – отмечает старший аналитик отдела компании «Солид» Артур Ахметов. 


«На каждом шагу предприниматели и граждане сталкиваются с тем, что современные облегчающие жизнь технологии соседствуют с каменным веком. Большинство автоматизированных услуг какие-то полунедоделанные, – добавляет гендиректор консалтинговой компании «Аркаим» Александр Дорофеев. – Вокруг этих недоделок традиционно крутятся посредники, предлагающие за деньги свои услуги по их преодолению. Из этого можно сделать вывод, что программа электронного правительства буксует. Учреждения вносят в свою работу изменения, говорят о потраченных средствах, а эффективность работы растет вовсе не пропорционально вложенным ресурсам». 
Примеры тому имеются. Достаточно вспомнить недавний скандал вокруг штрафов за нарушение правил дорожного движения. Люди добросовестно оплачивали квитанции в банках, но все равно становились злостными неплательщиками, потому что на сайте ГИБДД оплата штрафа не фиксировалась. Таким горе-автовладельцам предлагалось либо оплатить штраф заново, либо прийти в отделение ГИБДД и доказать свою честность. 


Некоторые эксперты считают, что процесс перехода на электронные госуслуги тормозит и само население. «Проблемы связаны в том числе с ретроградством значительной части населения и представителей бизнеса, с низким уровнем культуры использования средств телекоммуникации», – полагает директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов. «Очень маленький процент населения умеет пользоваться всеми нововведениями», – соглашается гендиректор компании «Юридическая служба столицы» Александр Иванов. Поэтому главной задачей для властей должно стать повышение компьютерной грамотности граждан. 


Правда, заметим, странно ждать от населения компьютерной грамотности, ведь не в каждой семье вообще есть компьютер, особенно если речь идет о малообеспеченных слоях населения, о жителях удаленных уголков страны.
К идее внедрить уже через два года электронные паспорта эксперты отнеслись скорее скептически. «С 2015 года полноценно запустить электронный паспорт вряд ли удастся. Этому будут препятствовать огромная территория страны, слабая обеспеченность Интернетом в трудноудаленных районах. Поэтому традиционный «бумажный» паспорт будет действовать наряду с электронным еще как минимум до 2020 года», – ожидает Артур Ахметов.