Противодействие незаконным финансовым операциям усложнит жизнь предпринимателям.

 

В новости, размещенной на Российском налоговом портале, сообщалось, что глава государства Владимир Путин подписал закон о противодействии незаконным финансовым операциям, который был принят Госдумой на заседании 11 июня 2013 года.

Согласно документу, Федеральная налоговая служба получила право доступа к счетам россиян в банках. Кроме того, у налоговиков появится возможность в судебном порядке требовать от учредителей и владельцев организаций возмещения ущерба государству, если неуплата налога вызвана указаниями этих лиц. Всех налогоплательщиков обяжут предоставлять декларации по НДС в электронном виде, а полномочия налоговых инспекторов расширятся в части проведения камеральных проверок этих деклараций.

К чему приведут «новые» меры?


Дмитрий Ширяев:

Наиболее важные изменения ждут сферу государственной регистрации предприятий и налоговое законодательство. В ГК РФ введены нормы о предварительной проверке данных, включаемых в ЕГРЮЛ.Также уточнено право  налоговых органов на предъявление исков о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц только случаями, когда при создании юрлица допущены грубые  и неустранимые нарушения (ранее такой подход был только в арбитражной практике). В качестве одного из оснований для отказа в государственной регистрации предусмотрено наличие подтвержденной информации о недостоверности сведений о местонахождении организации.  Сбор соответствующей информации возложен на органы МВД в интересах налоговых органов. Поправки неизбежно вызовут увеличение доли отказов в госрегистрации юридических лиц и изменений в ЕГРЮЛ и связанных с этим споров.

 

В НК РФ установлена обязанность по декларированию НДС с нового года исключительно по телекоммуникационным каналам.  Это неизбежно вызовет увеличение нагрузки на операторов и сбои в последние дни сдачи деклараций. Неизбежно вырастет и число отказов в приеме деклараций из-за «несоответствия формату» (особенно – при заявлении НДС к возмещению по уточненным декларациям на пределе трехлетнего срока).

 

Контрольные полномочия налоговых органов также расширены поправками в ч. 1 НК РФ. Теперь предусматривается возможность взыскания недоимок с взаимозависимых лиц, если они аккумулируют выручку по операциям других участников группы или получили денежные средства от взаимозависимого лица, у которого началась налоговая проверка. Это касается и случаев транзитного перечисления средств с участием лиц, не являвшихся взаимозависимыми с первичным отправителем и конечным получателем денег. Поправка серьезно осложнит деятельность групп компаний по сохранению бизнеса при претензиях к какому-либо из входящих в группу лиц и неизбежно вызовет всплеск перевода владения компаниями в офшоры для маскировки реальных владельцев и установлению формальной независимости друг от друга компаний каждой группы.

 

Предусмотрено новое основание для приостановления операций по счетам: непредставление в срок  электронных квитанций – подтверждения получения требований о представлении документов, пояснений или вызовов в налоговые органы. Из-за технических проблем весьма вероятно, что блокировка счетов станет более распространенной.

 

Расширены возможности получения налоговиками информации из банков. Теперь по счетам юридических лиц ее будут давать не только в случаях принятия решений о взыскании налогов и приостановлении операций, а просто при налоговых проверках. Для счетов физических лиц, правда, будет необходимо согласие руководства УФНС. Таким образом, банковская тайна на операции юридических лиц более не распространяется, что нужно просто принять, как данность.

Расширено право налоговиков на истребование документов при камеральных проверках. При уточнении налоговой декларации "к уменьшению" нужно будет предоставлять пояснения причин этого. По камеральным проверкам НДС закрепили в НК практику истребования счетов-фактур, первичных и иных документов и (если декларация по НДС уточненная к уменьшению и подана по истечении 2-х лет со дня истечения срока на подачу декларации первичной) аналитических документов налогового учета. По сути, изменений не произошло, т.к. эти документы представлялись и раньше (как документы, подтверждающие налоговые вычеты). Упоминание же «иных» документов споры вызовет неизбежно, т.к. отношение их к тем или иным операциям налоговики и налогоплательщики точно будут определять по разному.


Доступ налоговиков на территорию налогоплательщиков и осмотры их территории теперь будут возможны и при камеральных проверках по НДС. Таким образом, различия между выездными и камеральными проверками почти стерлись и визиты налоговиков на предприятия (учитывая периоды выездных проверок) могут стать чаще не менее чем в 8 раз. Правда, людей на эти мероприятия у налоговиков все равно не хватит, и так проверять будут только особо отличившихся налогоплательщиков (крупнейших и заявляющих НДС к возмещению).


Наконец, довольно незаметная поправка внесена в ст. 119 НК РФ. Штрафовать по данной статье смогут не только при неуплате налога по неподанной декларации, но и при просрочке декларирования с суммой к уплате. Заплатить при просрочке подачи декларации 5% штрафа за день (это тоже «неполный месяц») помимо пени – санкция откровенно грабительская. А ведь с переводом на электронное декларирование по НДС, возникновением связанных с этим сбоев и автоматическим начисление штрафов (при электронном декларировании оно будет быстро налажено) поводов для штрафов точно станет больше.

 

Подробнее.