Российский налоговый портал

На 20% сократилось число споров между налоговиками и компаниями, сообщается в новости, размещенной на Российском налоговом портале. В прошлом году арбитражные суды рассмотрели 54113 налоговых споров на общую сумму 247 млрд руб. — это в обоих случаях на 20% меньше чем в 2011 г.

С чем связано данное «снижение»? Замглавы ФНС РФ Сергей Аракелов объяснил это тем, идет сокращение числа решений, которые налоговики выносят, не собрав достаточно доказательств. Также такие решения оспариваются на досудебной апелляции, но и таких жалоб все меньше, отмечает он.

Российский налоговый портал обратился к экспертам с таким вопросом: как Вы считаете, действительно ли налоговики научились «договариваться» с налогоплательщиками? И вот, что пишут наши эксперты:

 

Карманов Дмитрий

Карманов Дмитрий

28 января 2013 г. в 22:32

ООО "Комплексные Правовые Решения", генеральный директор

Исходя из собственной практики оспаривания решений, вынесенных налоговыми органами в отношении налогоплательщиков, могу подтвердить наблюдение следующей тенденции: по тем основаниям или обстоятельствам, которые уже получили должную оценку и толкование в том или ином соответствующем Постановлении Президиума ВАС РФ, налоговые органы при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика на принятое решение (что встречается наиболее часто) либо при принятии первоначального решения по результатам проверки (что встречается значительно реже), руководствуются данной практикой и тем толкованием, которое определено Президиумом ВАС РФ.

Однако выводы актов налоговых проверок, во многих случаях, заранее противоречат той или иной сложившейся судебной практике, и это позволяет предполагать, что контрольная работа налоговых органов при проверках налогоплательщиков:

(а) отнюдь не является дружелюбной, направленной на законное и справедливое определение истинных налоговых обязательств налогоплательщика, и

(б) в значительной степени рассчитана на непротивление налогоплательщика (в силу ограниченности познаний налогового законодательства, общей нерешительности либо ограниченности возможностей для привлечения профильных специалистов).

Полагаю, что если количество апелляционных жалоб, на принятые налоговыми органами решения и сократилось, то, в наибольшей степени, это следовало бы объяснить поведенческой моделью налогоплательщика, упомянутой в пункте (б) выше, но отнюдь не более систематизированной работой налоговых органов при проведении проверок.

В свете вышеизложенного, считаю, что главной движущей силой в сокращении споров между налоговыми органами и компаниями является практика арбитражных судов, в первую очередь – ВАС РФ, но отнюдь не старания Федеральной налоговой службы РФ…

 

 
Зиязова Елена

Зиязова Елена

28 января 2013 г. в 22:33

ЗАО «Юрэнерго», Руководитель отдела налогового права ЗАО "Юрэнерго"

Указанная статистика не отражает тенденций в рассмотрении  дел по налоговым спорам. На сайте Высшего Арбитражного  суда ежегодно подводятся итоги работы арбитражных судов (http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals/">http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals/) .

Так, согласно справке о рассмотрении арбитражными судами РФ дел с участием налоговых органов в первом полугодии 2011-2012 гг., основанная доля дел приходится на дела об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и  о взыскании с организаций платежей и санкций.  В первом случае, в 62,2 % требования  налогоплательщиков были удовлетворены. В целом тенденция уменьшения налоговых споров очевидна, меньше дел рассмотрено в апелляционной и кассационной инстанциях.

 
Ширяев  Дмитрий

Ширяев Дмитрий

28 января 2013 г. в 22:33

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Руководитель направления судебной практики

Сокращение количества споров можно объяснить совокупностью причин. Во-первых, налоговики стали работать более тщательно. Откровенно «потолочные» (и легко снимаемые судами) претензии предъявляются реже, а удельный вес доначислений по действительно спорным вопросам становится от этого выше. Оспаривание белее мотивированных и подтвержденных претензий более трудоемко, что снижает желание бороться. Во-вторых, расширилась практика частичного удовлетворения УФНС апелляционных жалоб (в сочетании с удовлетворением возражений). В результате этого в немалой части решений остаются такие эпизоды, которые наиболее тяжелы в подтверждении для налогоплательщика. Поэтому кто-то удовлетворяется  частичными и промежуточными успехами и не идет дальше, в арбитраж. Для должной защиты своих интересов в арбитраже собственных сил (и навыков штатных юристов) уже бывает недостаточно, а привлекать специалистов из аудиторских и компаний хотят не все. В-третьих, в самих арбитражных судах почувствовалось, что в стране сменился президент. Подход к рассмотрению доводов налогоплательщиков стал субъективно жестче, да и в некоторых актах Президиума ВАС РФ эта тенденция тоже заметна. Наконец, есть еще один фактор, способный сильно сократить количество споров, но сложно просчитываемый – «контактность» проверяющих, результатом которой становятся согласованные цифры доначислений. При соблюдаемых «сторонами» договоренностях для споров редко возникает повод. Кстати, некоторые свежие законодательные изменения неизбежно сократят количество не только споров, но и самих налогоплательщиков. Ограничения в торговле алкоголем и табаком привели к закрытию заметной доли субъектов малого бизнеса. В этом году такая тенденция усилится еще больше за счет повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Так что статистика за 2013 год порадует ФНС еще больше.

 
Береснев Евгений

Береснев Евгений

28 января 2013 г. в 22:34

ГЮК "КОНСУЛЪ", Ассоциированный партнер

Желание «договориться» с налогоплательщиком не единственная причина сокращения количества налоговых споров в суде, но надо признать – в последние несколько лет такое желание со стороны налоговиков действительно наблюдалось в практике налоговых проверок. Как со стороны обычных территориальных органов, так, и даже активнее, спец. подразделениями (например, по крупным налогоплательщикам). Другими причинами может быть сокращение ФНС нескольких судебных кампаний, например, по ликвидации юридических лиц, систематически не представляющих отчетность.

 
Кузнецов  Кирилл

Кузнецов Кирилл

28 января 2013 г. в 22:45

ЗАО Юридическое Агентство «Люди Дела», Директор

Как ни странно, но я соглашусь с мнением представителя ФНС. Налоговые действительно стали работать тщательнее, более обоснованно выбирать объекты проверки, лучше доказывать построения схем и вину налогоплательщика. Нельзя не отметить и роль досудебной апелляции – она зачастую действительно работает, исправляя ошибки и недоработки инспекций. При этом стороны действительно довольно часто во внесудебном порядке договариваются о «неоспаривании» налогоплательщиком отдельных эпизодов в решении, взамен на исключение налоговым органом обвинений по другим пунктам.

 
Захаров Константин

Захаров Константин

29 января 2013 г. в 13:41

Пенсионер МВД

Для тех, кто хочет сделать самостоятельные выводы о результатах контрольной работы налоговых органов, рекомендую обратиться к разделу сайта ФНС России http://www.nalog.ru/nal_statistik/nadzor_stat/nalcont_sved/, на котором публикуются статистические формы отчетности 2-НК и 2-НМ. Стат. форма 2-НК всегда публиковалась в усеченном виде, а вот 2-НМ говорит наглядно о том, что эффективность и результативность проверок (не буду здесь грузить читателей расчетами - там все очень наглядно), проведенных налоговыми органами совместно с органами МВД России всегда была выше примерно в два раза относительно самостоятельных проверок ФНС. Так как окончательной отчетности за 2012 год по данным формам, в том числе в разрезе субъектов федерации (а это тоже, согласитесь, важно) пока нет, трудно однозначные выводы делать исключительно на основании заявлений руководства налогового ведомства.

Недостаточность доказательственной базы по налоговым нарушениям всегда была больным местом налоговиков и следственных подразделений, расследующих преступления по налоговым статьям. Уход от налогов как явление существовать не перестало, формы его постоянно совершенствуются. Мне бы очень хотелось, чтобы истинные виновники и организаторы различных схем, и по обналичке, и по незаконному возврату НДС, никогда не уходили от ответственности. Это деньги, которые недополучат дети-сироты, врачи, учителя, военные.

Радует то, что переломлена тенденция, когда больше половины сумм, доначисленных по результатам контрольных мероприятий (камеральные и выездные проверки) стала поступать в бюджет. Жалко, что С.Аракелов не затронул такую проблему, как отказ налоговиков проводить проверки однодневок (все равно не взыскать ничего с того, кого нет и найти нельзя). Может здесь тоже одна из причин озвученной статистики?

http://www.taxpravo.ru/analitika/statya-303631-nalogoviki_i_kompanii_nas...