Игорь Шувалов пообещал российской экономике налоговую стабильность и предсказуемость. Пока Владимир Путин занимает пост президента, то есть в течение ближайших шести лет, ни о каком повышении налоговой нагрузки и речи не будет, только о снижении – сообщил он. Однако из этого вовсе не следует, что власти не будут вводить новые налоги. Впрочем, для населения у правительства заготовлен гораздо более жесткий подход. Никакой стабильности обязательных платежей гражданам никто даже не обещает. Напротив, для населения запланированы опережающий рост коммунальных платежей, повышение акцизов и платы за капремонт жилья.

 

В кулуарах «Дня России – 2012» на Нью-Йоркской фондовой бирже Шувалов, по сообщению РИА Новости, вчера заявил, что в ближайшие шесть лет в России налоги расти не будут и если что-то будет меняться, то только в сторону снижения. «Мы попытаемся выдержать подход, при котором в течение шести лет нынешнего срока президента все основные налоговые решения приняты. Все, что мы будем принимать, должно облегчать участь налогоплательщика в ближайшее время», – сказал он.

 

Также, по словам Шувалова, правительство планирует вернуться к дискуссии о том, что лучше – налог с продаж или налог на добавленную стоимость (НДС). «Буквально в ближайшее время будет совещание по этому поводу у премьера», – уточнил он. Замглавы Минфина Сергей Шаталов подтвердил вчера эту новость. По его словам, вопрос о возможности замены НДС налогом с продаж будет обсуждаться правительством 26 декабря. Такое решение было принято после того, как премьер Дмитрий Медведев на встрече с членами Российского союза промышленников и предпринимателей предложил вчера еще раз обсудить, что же для экономики РФ предпочтительнее – НДС или налог с продаж.

 

Напомним, идея заменить НДС налогом с продаж была предложена в 2011 году Минэкономразвития, главным противником этой идеи стал Минфин. Как пояснял в конце сентября вице-премьер Аркадий Дворкович, «с одной стороны, НДС является бюджетообразующим налогом, то есть приносит львиную долю доходов федерального бюджета, а с другой – он вызывает много нареканий в части администрирования и несправедливого распределения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами». Сам Дворкович занимал позицию Минэкономразвития.

Но судьба НДС – это лишь одна сторона проблемы. Другая сторона связана с реалистичностью озвученных Шуваловым планов. Действительно ли правительство не будет в течение президентства Владимира Путина повышать налоги? Думается, что безоговорочно верить «хорошим новостям» о налоговой стабильности не стоит. Возможно, власти постараются сдерживать рост некоторых уже действующих налогов, однако эти обещания вовсе не исключают появление новых платежей.

В частности, правительство обещает ввести в России единый налог на недвижимость, который заменит собой налог на землю и имущество. И объединение двух налогов в один повлечет за собой не снижение фискальной нагрузки, а увеличение, потому что в едином налоге будет заложена рыночная стоимостьнедвижимости. Правда, реализация такой налоговой новации приостановилась как минимум на несколько лет, потому что в стране до сих пор нет полных кадастров.

 

Ранее Владимир Путин в своих предвыборных статьях сообщил о необходимости ввести в стране налог на роскошь, или сверхпотребление. Речь шла вроде бы о налоге на дорогие автомобили и дома, огромные земельные участки, личные самолеты, яхты, но на самом деле четкого определения роскоши у законотворцев пока нет. Путин призывал ввести налог на роскошь с 2013 года. Минфин тогда подготовил поправки в Налоговый кодекс, предполагающие рост ставки транспортного налога на дорогие, более мощные автомобили. Согласно поправкам, минимальная ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 лошадиных сил должна составлять 300 руб. с 1 лошадиной силы. Судьба этих поправок, однако, оказалась туманной – особенно на фоне постоянных разговоров о полной ликвидации транспортного налога в пользу более высоких акцизов на бензин. В конце ноября на встрече с руководителями фракций президент подчеркнул, «что в целом нужно стремиться к тому, чтобы все перекладывать в акциз и потихонечку от транспортного налога уходить», хотя он и признал, что «мы пока к этому не готовы».

 

Глава Минфина Антон Силуанов вчера озвучил свою позицию относительно транспортного налога. Сначала он сообщил журналистам, что в 2013 году повышенный транспортный налог на более мощные автомобили вводиться не будет – по крайней мере пока в правительстве не принято никаких решений на этот счет. Однако из его слов вовсе не следовало, что транспортный налог не повысят для таких машин в течение шести лет.

 

Силуанов также уточнил, что не совсем корректно говорить об отмене транспортного налога, который очень важен для региональных бюджетов. Поэтому, в понимании министра финансов, правильнее говорить «о трансформации порядка взимания транспортного налога с точки зрения перехода на экологичность автомобилей». То есть, как следует из его слов, к градации автомобилей по мощности неплохо бы добавить градацию по «экологичности». Чем выше экологический класс – тем ниже должен быть налог.

Обсуждаемая сейчас пенсионная реформа тоже связана с перспективой налогового ужесточения. Например, в вопросе дополнительных платежей с владельцев вредных производств, которые предполагают досрочный выход работников на пенсию.

 

Плюс к этому отметим, что некоторые отдельно взятые регионы тоже планируют вовсе не снижать нагрузку на своих налогоплательщиков, а, наоборот, повышать. Пример – Москва. Ранее столичное правительство подготовило поправки в местное законодательство, согласно которым может быть повышен налог на имущество по отношению ко многим столичным квартирам согласно которым москвичей могут обязать уплачивать налог со сдачи своей квартиры в аренду и т.п.

Наконец, не стоит забывать о косвенных платежах, уплачиваемых и гражданами, и предприятиями. Речь идет о растущих коммунальных платежах, которые в принципе тоже можно причислить к «налогообложению» в пользу госмонополий. Здесь никаких послаблений в ближайшей перспективе не предвидится, наоборот, коммунальные тарифы из года в год только растут.

Заметим также, что налоговые обещания министров фиксируют принципиальное разделение фискальной нагрузки на бизнес и нагрузки на население. Бизнесу министры обещают – по крайней мере на словах – некую стабильность налогов, тогда как для населения запланирован значительный рост всех обязательных платежей. Такой «классовый» подход во многом объясняется тем, что граждане практически не могут уклониться от оплаты услуг по повышенным тарифам, от налогов на жилье, от акцизов на бензин, табак, алкоголь. Конечно, бизнесу тоже приходится оплачивать дорожающие коммунальные услуги, однако в том, что касается налогообложения, власти стараются создать иллюзию благоприятной для бизнеса обстановки.

 

«В ближайшие годы вряд ли стоит ожидать снижения налоговых ставок по каким-либо налогам. Основные бюджетообразующие налоги – налог на добычу полезных ископаемых и НДС – снизить просто побоятся. Снижение налога на прибыль еще больше обескровит бюджеты регионов, и о повышении зарплат бюджетникам можно будет забыть, – комментирует ситуацию руководитель налоговой практики группы «Уральский союз» Дмитрий Ширяев. – Повышение налоговой нагрузки представляется более вероятным. При этом часть такого повышения могут дать вновь вводимые налоги даже при снижении ставок существующих». Вице-премьер – хоть и первый – не принимает окончательных решений, ведь как минимум два человека в государстве могут его обещания отменить, обращает внимание эксперт.


«Большая часть налогов, собираемых в бюджет, формируется за счет налогов от добычи углеводородов – они постоянно корректируются с учетом внешнеэкономической конъюнктуры. Это будет происходить и дальше. Среди остальных налогов существенными по объемам сборов являются НДС, акцизы, налог на прибыль. НДС и налог на прибыль неоднократно предлагалось снижать, но правительство вряд ли решится на такую меру. Акцизы будут меняться на отдельные продуктовые группы в зависимости от торговой политики», – говорит руководитель отдела бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.