Минтруд придумал, как создать мобильного работника.


Минтруд запустил публичное обсуждение плана мероприятий по формированию в России мобильного работника, который будет переселяться в другие города и регионы. Ведомства должны подготовить целый ворох бумаг, чтобы внедрить в стране систему специальных сертификатов для переселенцев, разработать механизмы субсидирования местных бюджетов и поддержки рынка арендного жилья. Также будут запущены ежегодные мониторинги и соцопросы. Наконец, для информирования граждан вновь создадут уже созданный пять лет назад интернет-портал «Работа в России». И тогда – планирует Минтруд – россияне станут очень мобильными, уедут в другой город или регион на работу и им будет не важно, что там может не быть ни школ, ни больниц, ни детских садов, ни дорог, ни достойной зарплаты. Эксперты предупреждают: одними лозунгами о мобильности не решить проблему социального и экономического неравенства регионов.


Ведомство Максима Топилина предлагает обсудить план мероприятий по повышению мобильности россиян. Черновик этого плана вывешен на специальном Едином портале, на котором ведомства размещают информацию о готовящихся законопроектах. План мероприятий был составлен не просто так, а с учетом поручения президента Владимира Путина, который в своем прошлогоднем Послании Федеральному собранию потребовал повысить внутреннюю трудовую миграцию. Ведь от нее может зависеть эффективность всей экономики.

 

План на 2014–2018 годы содержит 45 пунктов c подпунктами. Предстоит большая работа. Минтруду, Минрегиону, Минфину, Минэкономразвития, Минстрою, Минкомсвязи, Минтрансу, органам субъектов РФ надо будет написать множество законопроектов, проектов постановлений, нормативных правовых актов, докладов и отчетов, запустить ежегодные мониторинги и социологические опросы.

Наконец, Минтруд планирует «создание общероссийской базы вакансий «Работа в России» в сети Интернет». Правда, такой государственный портал с вакансиями и законодательной информацией был создан еще в 2009 году и представлен на суд россиян Татьяной Голиковой, она возглавляла тогда Минздравсоцразвития. 

Теперь такого ведомства не существует, оно разделилось на Минздрав и Минтруд. И Минтруд решил вновь заняться сайтом, который, похоже, пока не слишком вдохновил граждан. Сайт будет совершенствоваться и обновляться.

 

Ради чего напишут все эти документы? В России внедрят специальный сертификат участника региональной программы повышения трудовой мобильности граждан. Правда, сначала эти программы надо тоже написать. По этому сертификату переселенец сможет претендовать на господдержку при трудоустройстве за пределами места постоянного проживания.

Правительство получит право субсидировать регионы, чтобы местные власти могли реализовать дополнительные мероприятия, направленные на повышение трудовой мобильности граждан. Что за дополнительные мероприятия – не уточняется.

Будет составлен «перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов». И будут определены категории граждан, которым предоставят господдержку при переселении. То есть получается, вовсе не каждый регион может надеяться на субсидию Центра, а, возможно, только приоритетный. И возможно, вовсе не каждый переселенец сможет в полной мере претендовать на господдержку. При этом власти будут совершенствовать процедуры регистрационного учета граждан РФ при смене места пребывания или места жительства.

 

Также в плане Минтруда говорится о стимулах для рынка арендного жилья в виде субсидий, льготных кредитов и налоговых послаблений застройщикам, которые будут строить многоквартирные дома для последующей сдачи жилья в аренду. Официальный договор найма жилья продлят с 5 до 10 лет. Переселенцам могут предоставить субсидию для найма или обеспечить льготные условия ипотечного кредитования. На льготную ипотеку смогут претендовать граждане, переехавшие на Дальний Восток и в Забайкалье.

Подумали чиновники и о транспортной системе. «Повышение авиационной подвижности населения на региональных и местных авиалиниях», льготы по тарифам железнодорожного транспорта, «повышение своевременности (регулярности, ритмичности) транспортного обслуживания», устранение инфраструктурных региональных диспропорций – все эти пункты больше похожи на лозунги. В плане нет ни оценок бюджетных трат, ни конкретных целевых показателей.

Да и, стоит заметить, не говорится там ни слова о том, какую именно мобильность хотят получить чиновники: сколько граждан за какое время должны срываться с насиженного места, бросать жилье, разрывать уже налаженные связи в поисках лучшей доли.

 

Даже если исключить из рассмотрения Москву и Санкт-Петербург, все равно уровень жизни в крупных городах в наиболее успешных регионах сильно отличается от уровня жизни в небольших городах в дотационных регионах. Заметно отличается по городам и регионам также уровень зарплат. И далеко не в каждый город люди переедут даже в том случае, если им там гарантируют рабочее место и арендное жилье. Ведь помимо рабочего места и квартиры семье переселенцев понадобятся социальные гарантии.

 

Власти сейчас оптимизируют бюджетные расходы на образование и здравоохранение, сокращают на местах якобы лишние школы, поликлиники и больницы, укрупняя центральные отделения. А это может означать лишь то, что, переселяясь в другой город, семья может оказаться отрезанной и от образовательных, и от медицинских учреждений. 


Но даже если этого не произойдет, само качество услуг на новом месте тоже может кардинально отличаться от того, к которому привыкли граждане у себя дома. Стандарты лечения и обучения, как показывает практика, сильно варьируются в зависимости от региона, укомплектованности учреждений, финансирования местными органами власти. 

 

Наконец, не везде налажена коммунальная и транспортная инфраструктура, и эти региональные диспропорции одними лишь лозунгами не устранить.

 

«Проблемы мобильности населения можно разделить на организационно-экономические и инфраструктурные, – комментирует ситуацию директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов. – В первом случае либо информация о вакансиях неполна и малодоступна, либо работодатели в принципе ориентируются не на российских граждан, а на мигрантов, в том числе нелегальных, из-за их дешевизны в оплате и размещении. И этот фактор преодолеть будет непросто, так как даже с учетом коррупционной ренты дешевая иностранная рабсила весьма выгодна». Но главная проблема, по словам Миронова, все же жилищная. «Там, где есть работа, – дефицит дешевого жилья», – говорит эксперт.


Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич перечислила основные препятствия для мобильности граждан. Во-первых, это бедность. «Мобильность растет вместе с доходами», – говорит Зубаревич. Между тем работы нет, как правило, в отдаленных регионах, в небольших городах, поселках и селах. Там нет ни рабочих мест, ни ресурсов у людей для переезда. 

Во-вторых, это институциональные барьеры. «Если их будут снижать в том числе с помощью создания системы арендного жилья – это хорошее дело», – говорит Зубаревич. Но уже есть, например, опыт  Москвы, где стоимость аренды муниципальных квартир была неподъемна даже для среднего россиянина.

 

«Более того, возникает вопрос: на что именно будут выдавать сертификаты? Есть опыт Томской области, которая выдавала сертификаты на жилье людям из закрываемых лесных поселков. Там, куда этим людям предлагали переселяться, резко вздулись цены на жилье. Часть людей продавали сертификаты и проживали деньги, оставаясь на своих местах. Поэтому сам сертификат не панацея. Это лишь один из инструментов», – говорит эксперт.

 

Зубаревич напоминает, что сейчас и так определенные категории граждан переезжают. Это прежде всего молодежь и кормильцы в семьях. «Проблема в том, что люди не переезжают семьями. Поднять всю семью на переезд очень дорого», – говорит Зубаревич. 

Ни в местных бюджетах, ни, судя по всему, в федеральном денег на все эти мероприятия скорее всего не хватит. Особенно если учесть, что накопленный долг субъектов Федерации уже достигает 2 трлн руб., говорит эксперт. 

А значит, мероприятия закончатся лишь пилотным проектом в нескольких регионах. «Все частные вопросы переселения упираются в общее экономическое состояние страны и в плохие институты», – делает вывод Зубаревич.

 

Автор: Анастасия Башкатова.

http://www.ng.ru/economics/2014-03-13/1_mibration.html