Александр Крахмальный, аудитор АКГ "Уральский союз", ответил на вопрос посетителя сайта журнала "Расчет" в рамках рубрики "Вопрос-ответ".

 

Вопрос: В связи с действием нового закона № 402-ФЗ, должен ли главный бухгалтер подписывать все первичные документы, письма, акты сверки или достаточно подписи руководителя организации?  Так в выпуске журнала за декабрь 2012 г. на с.36 "Также предусмотрена единственная обязательная подпись руководителя организации".


Ответ: C 01.01.2013 вступили в действие положения Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). 
Ряд изменений касается требований к оформлению первичных учетных документов. Так, Закон № 402-ФЗ не воспроизводит в качестве обязательных требований положения Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» о том, что документы, оформляющие операции с денежными средствами, должны иметь две подписи (руководителя и главного бухгалтера), а также о том, что руководитель по согласованию с главным бухгалтером должен утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные учетные документы. 
Поэтому в зависимости от принятого в организации порядка оформления первичных учетных документов (в частности товарная накладная, акт приемки выполненных работ и т.п.) могут подписываться любым уполномоченным на это лицом (в том числе руководителем, главным бухгалтером и любым иным лицом, которое уполномочено подписывать первичные учетные документы приказом или доверенностью) либо несколькими уполномоченными лицами одновременно. 
Теперь, кому будет подчиняться главный бухгалтер (или иное должностное лицо, ведущее бухучет) и должен ли он подписывать указанные документы, решает руководитель экономического субъекта. Это правило соответствует и нормам Гражданского кодекса, в соответствие с которым документы по сделке может подписать лицо, ее совершающее, или любое должным образом уполномоченное лицо. 
Таким образом, можно сделать вывод, что вне зависимости от того, на кого возложены обязанности ведения бухгалтерского учета в организации (на главного бухгалтера, руководителя и т.д.), требовать от организации, чтобы все исходящие от нее первичные документы были подписаны руководителем и главным бухгалтером, ее контрагенты не вправе. Более того, Закон № 402-ФЗ устанавливает, что первичные учетные документы вообще могут быть составлены в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

http://www.raschet.ru/question/5315/10390/