Банк России разработал единый перечень информации, которую должны будут раскрывать на своих сайтах аудиторы, вплоть до списка клиентов, величины выручки от оказанных услуг и того, какие курсы по повышению квалификации проходят сотрудники. Это следует из проекта указания регулятора, опубликованного 6 июня.
С января ЦБ расширил свои полномочия мегарегулятора – теперь он допускает на рынок и ведет реестр аудиторов, которые могут оказывать услуги общественно значимым организациям финрынка (ОЗОФР). К последним относятся банки, головные организации банковских групп, страховщики, профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, НПФ, УК, организации, бумаги которых обращаются на фондовом рынке, а также те, финотчетность которых включается в проспект ценных бумаг. Реестр еще не опубликован – ЦБ его только формирует. Аудит отчетности ОЗОФР начиная с 2023 г. смогут проводить только внесенные в реестр компании.
Российские публичные компании, банки и страховщики работают в основном с PwC, EY, KPMG, ФБК Grant Thornton, «Деловые решения и технологии» (ДРТ, ранее входила в международную сеть Deloitte). PwC, EY, KPMG и ДРТ раньше были частью международной сети «большой четверки» аудиторов, но после начала спецоперации стали полностью самостоятельным бизнесом.
ства и независимости кто работает со значимыми организациями на финрынке.
Минфин еще в 2021 г. разработал перечень подлежащей раскрытию информации со стороны аудиторов (приказ еще не вступил в силу). Он содержит требования о раскрытии более 40 показателей и около десятка различного рода заявлений руководства аудиторской организации. Указания ЦБ существенно расширяют этот список, говорит член правления аудиторской СРО «Содружество» Дмитрий Лимаренко. По его словам, ЦБ эта форма нужна для усиления контроля деятельности аудиторов.
Единый законодательно установленный перечень информации, подлежащей раскрытию, позволит ее пользователям сравнивать усилия аудиторов в области повышения качества, говорит партнер компании ДРТ Владимир Козырев: «А время покажет, какие из раскрытий наиболее интересны общественности».Принятие данных поправок повысит конкурентность открытых тендерных закупок, добавляет Терехов.
Правда, потенциальные и действующие клиенты могут формировать конкурсную документацию, ориентированную на вполне определенных аудиторов, предупреждает генеральный директор АКГ «Уральский союз» Марина Ризванова. С другой стороны, продолжает она, клиенты, например, банков или брокеров смогут увидеть, были ли претензии к аудитору их финансовой организации (споры), какая была выручка по ОЗОФР и т. д. При выполнении устанавливаемого порядка «смена вывески» не поможет аудиторам, поставившим под сомнение свою репутацию, резюмирует Ризванова.