Компания заключила договор аренды помещения сроком на пять лет. Документы по аренде оформили, оплату проводили, сделка реальная. Но сам договор и соглашения к нему не зарегистрировали. Только из-за этого могут снять расходы по аренде?


Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики АКГ «Уральский союз»:

 

Компания может списать расходы, если готова к спорам. Позиция чиновников сводится к тому, что по договору без обязательной регистрации расходы признавать нельзя. В этой ситуации договор считают незаключенным, поэтому не разрешают списывать связанные с ним траты [письмо Минфина от 25.01.2013 № 03-03-06/2/6 ].НК не связывает право на признание расходов с регистрацией договора [подп. 10 п. 1 ст. 264 НК]. Поэтому в спорах о расходах судьи занимали сторону компаний. Таких решений множество, но они приняты более 10 лет назад. Сейчас для защиты расходов стоит ссылаться на статью 54.1 НК. В разъяснениях о том, как эту статью применять, ФНС связала право на расходы с реальностью операций [письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@]. Траты на аренду реальны, следовательно, компания вправе их учесть.

Подробнее