Консалтинг умеет противостоять ударам кризиса и локдаунов!


Совокупные доходы ста крупнейших консалтинговых компаний и групп, принявших участие в рэнкинге, составили по итогам 2020 года 102,53 млрд рублей. Прирост за год достиг 5,2%, что немного выше официальной инфляции (4,9%, Росстат). Это заметно лучше итогов 2019 года (рост на 2% при инфляции в 3%), но гораздо хуже итогов 2018-го (17 и 4,3%).

 

Наиболее точно нынешние показатели отечественного рынка консалтинга описываются словами «застой» и «стагнация», однако с существенной поправкой: даже нулевой рост по итогам года, отмеченного пандемией и длительными локдаунами, – это вполне достойный результат. Тем более в сфере услуг, которая от любых экономических неурядиц страдает в первую очередь. Поэтому отдельно стоит подчеркнуть, что из топ-100 с положительными темпами роста год завершили 69 участников.


Среди наиболее востребованных направлений консалтинга по итогам 2020 года, как показывают анализ результатов рэнкинга, – разработки стратегий и маркетинг, финансовое управление и аутсорсинг бизнес-процессов, внедрение информационных технологий в рамках цифровизации, юридическая поддержка и налоговые консультации.

 

ИТ-консалтинг — самый крупный сегмент рынка


Самый масштабный сегмент в 2020 году – ИТ-консалтинг: суммарно по данным участников рэнкинга топ-100 объём выручки здесь составил 40,63 млрд рублей – 57% общей выручки по рэнкингу (структура направлений консалтинга приводится без учета компаний «большой четвёрки»). Из них 29,79 млрд рублей – доходы от консалтинговых проектов в рамках разработки и системной интеграции. «Ключевым драйвером спроса на ИТ-консалтинг остается «цифра» и все, что с ней связано. И поскольку «цифра» – это пересечение бизнеса и ИТ, часть консалтинговых задач мигрируют из области традиционного технологического консалтинга в консалтинг управленческий, направленный на точечную оптимизацию бизнес-процессов. 

 

Второй по объёму консультаций в 2020 году – сегмент финансового консалтинга – на его долю приходится 12,54 млрд рублей или почти 18% от общей выручки по рэнкингу. Стремление сэкономить на издержках лежит в основе востребованности услуг, связанных с аутсорсингом учётных функций, а также финансовым учётом и экспертизами. «Спрос на экспертизу сделок по-прежнему высокий. При совершении любой сделки требуется экспертиза – чтобы подтвердить и понять её стоимость и эффективность условий для стороны. 

 

Юридические услуги и налоговый консалтинг суммарно принесли участникам рэнкинга 4,7 млрд рублей (6,6% суммарной выручки рэнкинга) – по 2,24 и 2,46 млрд рублей соответственно. Среди факторов спроса – влияние пандемии.


Оценочная деятельность принесла крупнейшим консалтинговым компаниям в прошлом году 4,08 млрд рублей (5,7% от объема по рэнкингу). Помимо оценки для развития бизнеса и кредитования, а также оценки, связанной с проблемными активами и при сделках продаж, консультанты продолжили зарабатывать на оспаривании результатов государственной кадастровой оценки (ГКО).


Объём услуг в областях стратегического планирования и маркетинга по итогам 2020 года составил 2,07 млрд рублей (2,9% суммарной выручки рэнкинга): из них на услуги стратегического консалтинга пришлось 1,77 млрд. рублей, а на маркетинговый консалтинг – 307,9 млн рублей. Спрос на стратегическое видение предъявляет не только бизнес, но и государство. «Сейчас наблюдается эволюция в подходах госорганов управления: потребность в поиске новых точек роста во время кризиса и экономического спада, поиск новых возможностей для развития регионов, использование потенциала, который до этого не был реализован в полной мере, включая такие отрасли как туризм, высокоинтеллектуальный сектор, высокотехнологичное производство, в том числе развитие инфраструктуры», – комментирует Дмитрий Плотников, партнёр Strategy Partners.

 

В качестве факторов спроса участники рэнкинга называют также востребованность консультаций по целевому позиционированию и стратегиям развития продуктовых портфелей. «Многие наши клиенты сталкиваются с проблемой определения стратегии развития ассортиментной матрицы – какие бренды и продукты выводить, на каких, наоборот, сконцентрироваться, какие и как стоит развивать, и какие функциональные характеристики будут востребованы на горизонте 3-5 лет, как увязать различные продукты одной компании под зонтичным позиционированием», – делится опытом Илья Балахнин, управляющий партнёр Paper Planes.

 

Подробнее https://raex-rr.com/business/consulting/rating_of_consulting_companies