Эксперты АКГ "Уральский союз" поясняют:


"Указ мэра Москвы № 68-УМ упоминает в его п. 11 об обязанности работодателей, "осуществляющих деятельность на территории г. Москвы" обеспечить с 05.10.2020 перевод работников на дистанционный режим работы, а с 12.10.2020 - представлять соответствующую отчетность. Вне зависимости от оценки законности указанного предписания, необходимо учитывать следующее.


Понятие "осуществления деятельности" является неопределенным. Но есть законодательно установленное аналогичное понятие - "место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию". В п. 8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" это - "объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата." Деятельность по управлению МКД - лицензируемая (ст. 192 ЖК РФ). Как следует из этой же нормы Закона, место осуществления деятельности и место нахождения организации могут не совпадать.
Исходя из указанного определения, организация осуществляет деятельность на территории Московской области, что подтверждается лицензией. Но, тем не менее, имеется риск предъявления претензий на основании формальных документально подтвержденных критериев.


В связи с тем, что объекты осуществления деятельности находятся не в Москве, деятельность в городе организация фактически не ведет. Но формально головная организация в г. Москве все же находится и налоговая отчетность должна сдаваться ею в налоговые органы как по месту регистрации самой организации (Москва), так и ее обособленного подразделения (в Московской области). Руководитель по данной отчетности с высокой долей вероятности отражен, как работающий в г. Москве. В связи с этим, формально в данной части один работник может быть признан осуществляющим деятельность на территории, подчиняющейся указам мэра Москвы.


Вместе с тем, при "нулевой" численности работников в Москве (по данным налоговой отчетности) даже при условии регистрации на территории Москвы, местом осуществления всей деятельности будет Московская область и никакой отчетности на основании Указа № 68-УМ подавать не нужно".