Минфин опубликовал отчет об основных показателях рынка аудиторских услуг в 2019 году.

 

Кто выжил?

Количество субъектов, которым разрешено вести аудиторскую деятельность, в России снижается: если в 2018 году их было 4,7 тысяч, то на конец 2019 года осталось 4,5. В том числе количество аудиторских организаций снизилось с 4,1 до 3,9 тысяч. Среди них уменьшилось число фирм, в штате которых имеется аудитор с новым аттестатом: таковых было 2 тысячи, а к концу 2019 года стало 1,9 тысяч.

 

Увеличилась доля малых аудиторских организаций в их общем количестве, а вот доля средних немножко снизилась, при этом процент крупных остался прежним.

 

Количество индивидуальных аудиторов стабильно, их насчитывается около 600 человек. Аудиторов в целом тоже стало меньше – с 19,5 до 18,8 тысяч снизилось их количество. Вместе с тем, число сдавших экзамен на получение нового аттестата увеличилось в течение года на 400 человек. Таковых теперь в России 4,7 тысяч. С учетом уменьшения числа фирм с новоаттестатниками можно сказать, что увеличивается их концентрация в соответствующих организациях.

 

Чем "питались"?

Снизилась также и выручка в этой отрасли. Если в 2018 году общий объем доходов составил 58,5 млрд рублей, то за 2019 год собрано всего лишь 57 млрд. В том числе 27,4 млрд получила Б4, которую Минфин теперь называет крупнейшими аудиторскими организациями. Кстати, почти все снижение выручки приходится на Б4: в 2018 году она заработала 28,8 млрд. Выручка же остальных на этом фоне упала незначительно: с 29,7 до 29,6 млрд.

 

Тем не менее, на Б4 пришелся 48,1% от доходов всех аудиторских организаций, кроме того, 19,8% относится к доходам ещё 46 фирм, которые Минфин относит к топ-50.

 

Кого проверили?
Несмотря на снижение доходов в отрасли, количество клиентов, бухгалтерская отчетность которых проаудирована, возросло примерно на тысячу – в 2019 году это 79,5 тысяч клиентов. Из них в Москве проаудировано 29 тысяч, а 26 тысяч приходится на Б4. Количество клиентов, которым оказаны сопутствующие аудиту услуги, также немножко подросло.

 

Естественно, большая часть клиентуры пришла по поводу обязательного аудита, и перевес в его сторону в 2019 году возрос. То есть, доля инициативного аудита теперь 7,3% среди всех клиентов, отчетность которых прошла аудит, а в предыдущем году это было 8,7%.

 

Наибольшее количество клиентов относится к отрасли "оптовая и розничная торговля", причём, в 2019 году доля таковых в общем количестве клиентов возросла. Теперь это 18,1%, а на втором месте – строительство: 8,2% в общей массе клиентов. Финансовая сфера, в том числе банки, страховые организации и так далее, взяли на себя всего лишь 1,1% от всей клиентуры.

 

Такой расклад объясняется тем, что аудит по критериям в 2019 году оттянул на себя 53,5% из общего количества оснований проведения аудита. Этот показатель выше, чем в 2018 году – там было менее 49%.

 

Среди аудиторских заключений больше всего оказалось немодифицированных – 82,3% среди общего количества выданных АЗ, и этот показатель также выше, чем в 2018 году.

 

Источник: Audit-it.ru