Росфинмониторинг научил правилам внутреннего контроля

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу в информационном сообщении от 27 августа 2012г. опубликовала новую редакцию примерного образца правил внутреннего контроля. Инициатива вызвана необходимостью оказания помощи организациям, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Требования к правилам внутреннего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667. Хотим отметить, что требования данного постановления не распространяются на кредитные организации, в том числе являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.


Кому нужны правила внутреннего контроля?

В соответствии с нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Далее – Закон № 115-ФЗ), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В статье 5 Закона № 115-ФЗ обозначены организации, которые обязаны разработать правила внутреннего контроля. К таким организациям относятся:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации.

Данное сообщение Росфинмониторинга адресовано организациям перечисленных видов, в чьей сфере деятельности отсутствуют надзорные органы. То есть всем по данному списку, кроме банков.


Что такое правила внутреннего контроля?

В пункте 3 и 4 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667, дано определение правил внутреннего контроля и указано, какие программы осуществления внутреннего контроля должны включать в себя эти правила.

Правила внутреннего контроля являются документом, который:

а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;

б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;

в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Обязательно должны быть включены в правила внутреннего контроля следующие программы:

а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля;

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;

в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

д) программа документального фиксирования информации;

е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее соответственно - Федеральный закон, программа по приостановлению операций (сделок));

ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Чем грозит отсутствие данных правил?

Типичные нарушения Закона N 115-ФЗ в части правил внутреннего контроля таковы:

  • отсутствие утвержденных правил внутреннего контроля или их несоответствие законодательству (п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ);
  • непредставление правил внутреннего контроля на согласование в ФССН (п. 2 постановления Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6);
  • нарушение сроков согласования правил внутреннего контроля (п. 2 постановления Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6);
  • нарушение сроков утверждения правил внутреннего контроля (п. 1 постановления Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6).

 

Наказание за данные нарушения установлены нормами статьи 15.27 КоАП РФ.

Для нарушителей ст. 15.27 КоАП РФ установлен штраф от 50 000 руб. до 500 000 руб. (для юридических лиц) или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Наиболее часто организации привлекаются к ответственности за отсутствие правил внутреннего контроля и лиц, ответственных за соблюдение указанных правил (постановления ФАС ВСО от 05.06.2007 N А19-18502/06-21-42-Ф02-3214/07, от 04.06.2007 N А19-19158/06-42-04АП-287/07-Ф02-3097/07). Эти нарушения Закона не являются длящимися, поэтому привлечь к ответственности организацию могут в течение года со дня его совершения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Истечение указанного срока является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, Определение ВАС РФ от 05.03.2007 N 13969/06).

 

Подробней: http://www.audit-it.ru/news/finance/490133.html