Дмитрий Ширяев предоставил комментарий журналу "Налоговые споры" (№10'2012)

 

Территория безопасности. Инспекторам сойдет с рук. Проволочка с апелляционной жалобой.


Когда можно идти в суд, если вышестоящий налоговый орган затянул сроки рассмотрения апелляционной жалобы? (Открыть PDF-версию статьи).

Письмо Минфина России от 19.07.2012 № 03-02-07/1-180.41

<...> Законодательство о налогах и сборах не устанавливает последствий несоблюдения налоговым органом срока принятия решения по жалобе. Апелляционный порядок обжалования решения налогового
органа по общему правилу предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрение материалов налоговой проверки по существу. Нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не препятствует налоговому органу ее рассмотреть и не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения, поскольку указанное решение не возлагает на лицо, подавшее жалобу, дополнительных обязанностей, не влечет ущемления его прав и законных интересов, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает его имущественных прав. Указанный вывод подтверждается судебной практикой (в частности, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 13065/10).


Слово эксперту: Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики АКГ “Уральский союз”:

"Управления ФНС РФ по субъектам федерации нередко нарушают сроки рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков по итогам проверок. В подобных случаях никто не скажет наверняка, когда инспекторы надумают направить решение по жалобе. А ведь ждать придется не только его вынесения, но и доставки документа по почте. Не получив решение в срок, налогоплательщики оказываются в “подвешенном” состоянии. Оспорить результаты проверки в суде проблемно, потому что непонятно, изменил вышестоящий налоговый орган суммы доначислений или нет. Не ясна и дата вступления решения инспекции в силу. Без этих сведений сложно определить момент, с которого начинает отсчитываться трехмесячный срок на судебное обжалование (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Такая проволочка может дорого обойтись компании, особенно когда речь идет о значительных суммах доначислений. Казалось бы, есть все основания рассчитывать на адекватную защиту своих прав. Но иллюзий на этот счет питать не при-
ходится, т. к. Минфин России считает, что пропуск срока на рассмотрение апелляционной жалобы не нарушает прав налогоплательщика. Свое видение данной проблемы финансисты предложили в письме от 19.07.2012 № 03-02-07/1-180.


К точке зрения чиновников не придерешься. У них прочное обоснование – позиция Президиума ВАС РФ, согласно которой несвоевременное принятие решения по жалобе не влияет на начисление пеней и не нарушает имущественных прав налогоплательщика. Более того, пропуск срока, установленного п. 3 ст. 140 НК РФ, не влечет недействительности решения по результатам рассмотрения жалобы (постановление
Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 13065/10).
Судьи ВАС РФ последовательно придерживаются подхода, сформулированного более десяти лет назад в п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5: если должностное лицо налогового органа нарушает требования НК РФ, это не влечет безусловного признания судом соответствующего решения инспекции недействительным. Данный подход применяется ко всем нарушениям процедуры проверок, кроме на рушения права на представление объяснений и участие в рассмотрении материалов ревизии (после принятия Конституционным Судом РФ определения от 12.07.2006 № 267-О). Таким образом, налогоплательщикам не стоит рассчитывать на успех в обжаловании бездействия УФНС, если они не согласны с проволочкой, которую допускает вышестоящий налоговый орган при рассмотрении жалобы.
Но нет смысла и откладывать обращение в суд, дожидаясь решения. Президиум ВАС РФ подтверждает, что можно подавать иск с того момента, когда истек срок для рассмотрения жалобы (постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07). Напомним, что этот срок определяется суммированием двух периодов времени: три рабочих дня со дня подачи жалобы в нижестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 139 НК РФ) плюс один месяц со дня ее получения* вышестоящим (п. 3 ст. 140 НК РФ). По прошествии этого времени препятствий для подачи в арбитражный суд заявления о признании недействительным
решения инспекции уже не будет: обязательный порядок досудебного обжалования, предусмотренный п. 5 ст. 1012 НК РФ, считается выполненным даже при отсутствии формального подтверждения факта вступления решения налогового в силу – ответа УФНС по жалобе. На это указывает и арбитражная практика (определения ВАС РФ от 19.11.2009 № ВАС-14644/09, от 23.03.2009 № ВАС-2894/09, постановления ФАС Московского округа от 25.04.2011 № КА-А40/3512-11, от 27.05.2010 № КА-А41/5186-10 и др.). Отметим, что в проекте закона об изменении порядка досудебного обжалования предусмотрены, в частности, изменения в ст. 138 НК РФ. Предполагается, что в кодексе будет прямо указано: срок на обращение в суд начинает исчисляться со дня истечения срока принятия решения по жалобе. Это как раз тот случай, когда законодатель учитывает сложившуюся арбитражную практику, оформляя поправки в кодекс именно на ее основе. Но в случае принятия закона это положение вступит в силу только с 2014 г.** 


* Для определения даты получения жалобы можно применить по аналогии срок “на шестой рабочий день со дня
отправки”, когда считается полученным направленное по почте решение (п. 151 ст. 101 НК РФ).
** П одробнее о новом порядке досудебного обжалования читайте на с. 12. – Примеч. ред.