Будет применяться риск-ориентированный подход, под максимальным ударом, как всегда, аудиторы ОЗХС. Отдельного внимания также заслуживают аудиторы, совершающие некоторые операции в пользу клиентов.

 

Выпущены рекомендации по проверке соблюдения аудиторами норм о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и распространения оружия массового поражения (приложение к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 15 февраля 2019 г. N 45).

 

Проверять это по новой методичке будут СРО и Казначейство (субъекты контроля). В правилах по ВККР они должны установить принципы риск-ориентированного подхода. Наиболее высокий риск при этом у аудиторов, работающих с ОЗХС, умеренный риск – остальные аудиторские организации, минимальный риск – индивидуальные аудиторы.

 

Ранжирование по рискам пересматривается не реже чем раз в 3 года, а также – в случае существенного изменения законодательства о ПОДФТ, экономики страны, деятельности подконтрольных. В методичке также есть отдельный раздел, посвященный критериям разнесения по уровням риска.

 При низком уровне риска аудиторам грозят:

  • профилактические мероприятия;
  • наблюдение (мониторинг);
  • внеплановые документарные проверки.



При среднем уровне риска к этому добавятся плановые документарные проверки, при высоком – еще и выездные (как плановые, так и внезапные).

Кроме того, особому контролю будут подвержены аудиторы, которые от имени или по поручению клиента:

  •  совершали сделки с недвижимым имуществом;
  • управляли денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управляли банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлекали деньги для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создавали, покупали или продавали организации, обеспечивали их деятельность или управляли ими.



В этом случае проверят соблюдение аудитором правил идентификации клиентов, внутренного контроля, наличие личного кабинета на сайте РФМ, а также – вовремя ли данные сливались в РФМ и не разглашал ли аудитор факт этого слива.

 

Если аудитор оказывал аудиторские услуги (без перечисленных выше операций), то будут проверять по тому же списку начиная от наличия личного кабинета (то есть, без вопросов идентификации клиентов и внутренного контроля).

 

Напомним, что за последнее время аудиторам выдавлся ряд инструкций по соблюдению "антиотмывки": по применению аудиторами результатов национальной оценки рисков, а также об информировании РФМ о подозрительных клиентах: Минфин разъяснил, что эта обязанность нормативно оформлена с 20 ноября 2018 года, а РФМ перечислил риски, которые аудитор должен учитывать, решая, "стукнуть" или нет.