Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом в финразведку. Документ вызвал массу вопросов у рынка. По мнению экспертов, он плохо сочетается со стандартным аудитом и порождает массу вопросов и дополнительные расходы. Впрочем, соблюдать его придется, поскольку это не инициатива самого Росфинмониторинга, а требование FATF.

 

В четверг на круглом столе, организованном Минфином и Росфинмониторингом, аудиторам были представлены разработанные Росфинмониторингом методические рекомендации. Документ предписывает аудиторам выявлять риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ) и уведомлять о сомнительных клиентах или их операциях финразведку. Методические рекомендации уже утверждены рабочим органом совета по аудиторской деятельности при Минфине, а на следующей неделе будут утверждены самим советом. То есть станут обязательными для применения.

 

Замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный пояснил “Ъ”, что данный документ был принят во исполнение требований Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Особое внимание там уделяют мерам противодействия ОД/ФТ в посреднических секторах (риэлторы, нотариусы, юристы, аудиторы), за недостаточное регулирование данных секторов можно получить отрицательное заключение, как это было с Канадой, напомнил он.

 

В самих методических рекомендациях Росфинмониторинг приводит риски вовлеченности клиента в ОД/ФТ. В частности, к ним относится «опасная» отрасль (туризм, строительство и т. д.), массовый адрес регистрации у самого клиента или контрагентов, срок работы клиента или его партнеров менее года, частая смена руководства компании, сложная структура собственности. Кроме того, в числе рисков нетипичное поведение клиента: долгое представление документов по запросу, отсутствие допуска аудитора к ключевым должностным лицам. В зону риска попадают много операций с наличными, перевод ценных бумаг в иностранные депозитарии, многочисленные перепродажи товаров или услуг и т. д. При выявлении сомнительного клиента или сомнительных операций аудиторы обязаны уведомить о них Росфинмониторинг через личный кабинет.

 

Документ вызвал массу вопросов у участников встречи, на часть из которых они тут же получили ответы. Так, начальник отдела управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Ольга Шоломицкая пояснила, «чистым аудиторам», то есть не оказывающим юридических или бухгалтерских услуг, нет необходимости создавать собственные правила внутреннего контроля. Возлагать ответственность за противодействие ОД/ФТ на специальное должностное лицо им не придется, не будет и особых требований по хранению документов. Главная их задача информировать службу о выявленных сомнительных сделках и клиентах.

 

Впрочем, у банковских аудиторов вопросы остались. Их смущает дублирование информации о сомнительных сделках клиентов банка, о которых сообщать должен и сам банк, и его аудитор. Однако и Росфинмониторинг, и Минфин указали: банк не вправе ставить аудитора в известность о подобных сообщениях в финразведку, так что сообщения будут поступать независимо друг от друга, отметил глава «Универс-аудита» Дмитрий Лимаренко.

 

Однако пока создается ощущение, что требования весьма слабо сочетаются с правилами аудита, поскольку аудиторы видят лишь часть операций в пределах выборки, отмечает собеседник “Ъ” из крупной аудиторской компании. «Хотелось бы все же подчеркнуть, что аудит — это коммерческая деятельность, и совершенно очевидно, что клиент будет не готов платить за выявление у него рисков ОД/ФТ, на что потребуются дополнительные человеко-часы»,— отмечает замглавы «Финэкспертизы» Наталья Борзова.