Минфин и ЦБ наконец-то определились, как будут разделены полномочия по регулированию и надзору рынка аудита. Банку России достанутся компании, проверяющие финрынок и публичные акционерные общества (ПАО), остальное сохранил Минфин. Теперь депутаты Госдумы смогут принять зависший проект закона по реформе аудита во втором и третьем чтении, чтобы он вступил в силу с нового года.


Концепция реформы рынка аудита не изменилась, а ушла в первоначальную точку, заявил вчера зампред ЦБ Сергей Швецов. Он пояснил, что Банк России и Минфин все-таки поделили полномочия. ЦБ отойдут регулирование и надзор за аудиторами ПАО и организаций финансового рынка, Минфину — регулирование над остальными аудиторами, надзор будет осуществлять находящееся в подчинении министерства Федеральное казначейство.

 

Дискуссия в вопросе раздела полномочий была острой и длительной. Изначально ЦБ и хотел получить только надзор за аудиторами финрынка, потом правительство приняло решение, что Банк России должен охватить весь аудиторский рынок. И именно для обеспечения сплошного контроля и надзора ЦБ разработал и согласовал с Минфином законопроект по реформе рынка, который был внесен в Госдуму в сентябре 2017 года. Документ планировалось принять весной 2018 года, но у Минфина неожиданно появились вопросы к проекту. Примечательно, что это совпало по времени с уходом с поста первого вице-премьера Игоря Шувалова, изначально продвигавшего идею передачи всего рынка аудита ЦБ, и назначением на эту должность Антона Силуанова, который сохранил за собой и пост главы Минфина. В итоге рассмотрение проекта отложили на осень (см. “Ъ” от 12 июля). А 26 ноября, по словам собеседников “Ъ”, Минфин представил Банку России свой вариант законопроекта по реформе аудита, который не был поддержан ЦБ.

 

ЦБ и Минфин никак не могли поделить полномочия, рассказывают источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Минфин настаивал на том, чтобы сохранить за ним все регуляторные функции, а полномочия ЦБ ограничить лишь надзором за аудиторами, финорганизациями и ПАО. Банк России, в свою очередь, хотел получить и надзор, и регулирование по интересной ему части аудиторского рынка, чего в итоге и добился.

 

Участники рынка уверены, что прийти к согласию сторонам удалось не без помощи правительства. Так, на заседании правительства 29 ноября председатель Банка России Эльвира Набиуллина отмечала, что решение вопроса по реформе аудита неоправданно затянулось. «Дискуссию о реформе аудиторской деятельности мы ведем уже больше года, и, честно говоря, рынок начал уставать от неопределенности»,— говорила она. Ее поддержал председатель правительства Дмитрий Медведев, заметив, что «масса разных нюансов в этой теме, но точку пора ставить, иначе эти дискуссии уже обратный эффект имеют». Рынок настолько устал от неопределенности, что разрешение споров между регуляторами и окончание работы над проектом будет лучше для всех, отмечает партнер EY Игорь Буян.

 

Точка будет поставлена на следующей неделе. Как сообщил “Ъ” глава комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков, текст проекта будет рассмотрен на комитете 11 декабря, принять документ Госдума надеется до конца года. При этом, по его словам, обсуждение итоговых положений с рынком больше не планируется.

 

Рынок к такому повороту дел оказался не готов. Учитывая бурные дискуссии по поводу проекта, хотелось бы знать, что будет в финальной версии. «Важно понимать, какие правила игры будут установлены в итоге,— отмечает заместитель главы "Финэкспертизы" Наталья Борзова.— У крупных компаний есть клиенты и из финансового сектора, и из числа ПАО, и из других категорий, и как на практике будет осуществляться регулирование и надзор, в предложенной конфигурации непонятно». Если в результате реформы у аудиторских компаний окажется сразу три контролера, и между ними не будет координации, то работать в таком режиме будет весьма не просто, заключает Игорь Буян.

 

Источник: Коммерсантъ