Спрос на услуги консультантов растет, причем по целому ряду направлений, однако цены на консалтинг падают — таковы парадоксы рыночной логики в период экономической стагнации.


Марина Ризванова  отмечает большую роль изменений в законодательстве и усилий фискальных органов в развитии рынка консалтинга. Правда, по ее мнению, эффект проявляется неоднородно в разных сегментах. Так, по общеправовому консалтингу видится сжатие рынка, поскольку предприятия стараются максимально задействовать «внутренних» юристов даже на непрофильных для них направлениях работы. Налоговый же сегмент сравнительно стабилен по спросу, но денег у налогоплательщиков все меньше, поэтому при растущем спросе выручка от данного направления сравнительно стабильна.

 

В целом, по мнению Марины Ризвановой, цены на консалтинг плавно снижаются из-за падения платежеспособности подавляющего большинства клиентов. «Консультанты зависимы от общей экономической ситуации и не могут жить лучше, чем страна, где они работают. Поэтому основным ценообразующим фактором является желание получать заказы, пусть и за меньшую цену, но не оставаться без выручки из-за высоких расценок», — поясняет Марина Ризванова.

 

Подробнее