Введенный порядок является специальным по отношению к установленному статьями 93 и 93.1 НК общему порядку истребования документов налоговым органом в ходе налогового контроля.

 

Налоговый орган вправе запросить у аудитора документы:

  • при проведении выездной проверки налогоплательщика, если такое лицо не представило документы в налоговый орган;
  • при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган;
  • при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.


Истребованию могут подлежать документы, полученные аудитором в ходе оказания следующих услуг:

  • аудит;
  • сопутствующие аудиту услуги (обзорная проверка, согласованные процедуры, компиляция информации, – см. перечень сопутствующих услуг);
  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций, бухгалтерское и налоговое консультирование, управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью.


Кстати, теперь выяснилось, что на стадии законопроекта предлагалось две версии ко второму чтению. В первой из них оговаривалось право налоговиков на документы, полученные аудиторами только в ходе аудита и сопутствующих услуг. Затем депутаты все же вернули предусмотренное еще при внесении законопроекта очень невыгодное для налогоплательщиков право налоговиков истребовать также и документы, полученные аудиторами при оказании прочих услуг.

 

У аудитора могут быть истребованы документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов).

 

Основанием для истребования документов налоговым органом у аудитора является специальное решение руководителя ФНС России или его заместителя. Такое решение должно содержать все сведения, предусмотренные новой нормой. В решении, в частности, должна содержаться информация: о факте непредставления документов самим налогоплательщиком; позволяющая аудитору идентифицировать истребуемые документы; о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства запрета на информирование аудитором лица, в отношении которого получен этот запрос, о передаче касающейся его информации.

 

Требование о представлении документов направляется налоговым органом аудитору с приложением копии соответствующего решения руководителя ФНС России или его заместителя.

 

Аудитор обязан представить соответствующие документы налоговому органу по месту своего учета в течение 10 дней. Если аудитор не имеет возможности представить истребуемые документы в указанный срок, он в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет налоговый орган об этом. При этом аудитор должен указать причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, а также сообщить срок, в течение которого он может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит отдельное решение по данному уведомлению: продлить срок представления документов или отказать в этом.

 

Аудитор может представить истребуемые документы в налоговый орган лично или через представителя.

 

Документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных аудитором копий; все листы таких документов должны быть пронумерованы и прошиты. Документы могут быть переданы аудитором непосредственно в налоговый орган или направлены по почте заказным письмом. Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ в случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.


С целью защиты интересов аудитора при истребовании у него налоговым органом документов, связанных с оказанием профессиональных услуг, законодательством предусмотрены следующие меры:

  • налоговый орган вправе истребовать у аудитора лишь те документы и только в тех случаях, которые прямо указаны в статье 93.2 НК;
  • правом истребовать документы у аудитора наделен ограниченный круг должностных лиц налоговых органов;
  • истребование документов у аудитора возможно исключительно на основании решения высших должностных лиц ФНС России;
  • истребование документов у аудитора возможно лишь при соблюдении всех установленных требований к данной процедуре.


В общем случае аудитору не запрещено информировать налогоплательщика (аудируемое лицо) о получении требования налогового органа и передаче касающихся налогоплательщика документов. Исключением является случай, когда запрос компетентного органа иностранного государства содержит запрет на такое информирование. В этой ситуации аудитор не имеет права сообщать аудируемому лицу о получении требования и представлении документов.

 

Согласно части 2 статьи 126 НК непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

 

В соответствии с частью 2 статьи 129.1 НК за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков нарушения, предусмотренного статьей 126 НК, совершенное повторно в течение календарного года, предусмотрен штраф 20 тысяч рублей.