Марина Ризванова, генеральный директор АКГ "Уральский союз" прокомментировала статью, опубликованную 27.06.2012 в издании "Независимая газета".


Минтруд открестился от драконовской реформы. Чиновники пока не хотят объявлять истинные цели преобразований пенсионной системы

 

Автор: Анастасия Башкатова

 


«Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года». Между тем, как показывает практика, ведомства пока не могут озвучить сколько-нибудь непротиворечивые цели новой пенсионной реформы. Пока дело ограничивается лишь «информационными вбросами» для прощупывания общественного мнения: то о повышении пенсионного возраста, то о повышении стажа. Минтруд вчера открестился от проекта драконовской реформы, новость о котором ранее просочилась в прессу.

 

Минтруд отмежевался от чрезвычайно жесткого варианта пенсионной реформы, который предусматривает увеличение необходимого трудового стажа сразу в 8–9 раз – до 40–45 лет (см.«НГ» от 25.06.12).

Также, согласно данным информагентств, ведомство Максима Топилина предлагало изменить ставку страховых взносов с 26% до 20% и распространить ее на зарплаты до 1 млн. руб. в год. Однако вчера представители Минтруда сообщили «НГ», что в прессу попал устаревший вариант из рабочей переписки с правительством, который не является окончательным проектом пенсионной реформы. Предложения по реформе пока прорабатываются, они будут представлены в ходе публичных обсуждений в ближайшее время.

 

Официальный комментарий Минтруда гласит: «Пенсионная система должна быть трехуровневой: включать государственную страховую систему, корпоративный компонент и личные накопления. Также министерство предлагает реформировать институт досрочных пенсий. При этом люди, работающие во вредных условиях труда, ни в коем случае не должны потерять свои пенсионные права. Речь идет о введении страхового тарифа для тех предприятий, которые сохраняют вредные и опасные рабочие места с учетом переходного периода. В ближайшее время министерство начнет общественные дискуссии по поводу этих и других предложений. Найденные в ходе диалога решения войдут в «Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года», которая должна быть представлена правительству до 1 октября. При работе над «Стратегией» министерство исходит из того, что любые изменения пенсионной системы не должны быть направлены на ущемление пенсионных прав граждан, установленных действующим законодательством».

 

Уточнить, о каких именно правах идет речь, ведомство вчера не смогло. Поэтому остается лишь предположить, что под неущемлением пенсионных прав граждан ведомство понимает сохранение и «неухудшение» при любых обстоятельствах тех параметров пенсионной системы, которые есть сейчас, то есть прежде всего существующего пенсионного возраста, нынешнего коэффициента замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате). И тогда возникает вопрос: зачем что-то менять, если, исходя из слов чиновников, они не собираются ничего ухудшать?

 

В начале нулевых власти РФ уже провели масштабную пенсионную реформу: заработал страховой принцип, появился обязательный накопительный компонент, были конвертированы пенсионные права советского времени, стаж перестал играть ключевую роль в определении размера пенсий. Однако спустя некоторое время чиновники начали обсуждать новые пенсионные преобразования. Весной 2011 года Татьяна Голикова представила доклад о результатах пенсионной реформы, которые в целом оказались неутешительными, и о перспективах развития пенсионной системы РФ с учетом влияния кризиса. Теперь новую «Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2050 года» планируется обнародовать в октябре 2012-го.

 

До октября времени осталось немного. Однако пока чиновники не готовы даже объявить настоящие цели новой реформы. Что именно хотят сделать реформаторы: ликвидировать текущий дефицит Пенсионного фонда (ПФ), сократить трансферты из бюджета в ПФ, увеличить пенсии или обязательно поднять пенсионный возраст, чтобы избежать каких-то негативных событий в отдаленном будущем? Четкого ответа на этот очевидный вопрос пока нет. Как заявлял ранее замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин, любые изменения в пенсионной системе должны иметь целью рост размера пенсий. Совсем другие цели видят экс-министр Алексей Кудрин и его постоянный консультант, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Они назвали действующую пенсионную систему РФ «финансовой пирамидой»: «Каждое поколение платит больше, чем предыдущее, и получает больше, чем уплатило». По их мнению, нужно сократить численность пенсионеров (см. «НГ» от 01.06.12). Глава Минфина Антон Силуанов до последнего времени также высказывался в пользу повышения пенсионного возраста и лишь недавно формально отказался от этой идеи (см. «НГ» от 20.06.12).

 

Похоже, власти пока сами не решили, как «помягче» объяснить населению, что они хотят частично снять с себя ответственность за обеспечение достойной старости россиян. Отсюда постоянные «информационные вбросы»: то о повышении пенсионного возраста как уже свершившемся факте, то об увеличении стажа. «Общественное мнение целенаправленно готовится к повышению пенсионного возраста и минимального стажа. Видимо, власть уже приняла принципиальное решение, а поскольку выборы только что прошли, самое время для реализации непопулярных мер», – полагает гендиректор группы «Уральский союз» Мария Ризванова. «Сейчас пенсионную реформу рассматривают как возможность снизить дефицит бюджета, поэтому налоги будут в конечном итоге увеличиваться, а права будущих и сегодняшних пенсионеров – уменьшаться. Социальные обязательства по факту рассматриваются государством как лишние траты, которые нужно различными путями сокращать», – считает ведущий консультант управляющей компании «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский.

 

Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин видит корень проблем в том, что участники дискуссий вокруг пенсионной реформы предполагают наличие «жертвы» в лице либо пенсионеров, либо налогоплательщиков, либо госбюджета и т.д. «Идея, что пенсионные деньги, как и любой другой капитал, должны работать и приумножать себя сами, игнорируется. Немалый вклад в это внесли негосударственные пенсионные фонды с их не слишком хорошими показателями работы. Почти за каждым новым вариантом пенсионной реформы лежит распределительная философия, когда главным источником пенсионных выплат мыслятся взносы ныне работающего поколения, а вовсе не работающий капитал, накопленный и приумноженный за те 40 или более лет, пока человек выплачивал пенсионные взносы», – поясняет Сергей Шандыбин.

 

http://www.ng.ru/economics/2012-06-27/1_mintrud.html