ТЕЛЕФОНЫ: +7(495) 232-08-75/0204; +7(812) 988-41-43
9 ноября на площадке Общественной палаты РФ прошли «нулевые чтения» законопроекта о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности.
Проект федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» был внесен в Госдуму 27 сентября 2017 года.
Участники общественной экспертизы усмотрели в нем ряд недоработок, которые могут привести к неблагоприятным последствиям как для аудиторской деятельности, так и для экономики России в целом. К обсуждению законопроекта были привлечены все стороны, которых так или иначе затрагивает новый законопроект.
По словам Андрея Усенко, члена Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, среди участников «чтений» — представители профессиональных сообществ и саморегулируемых организаций, госструктур, представители деловых объединений.
«Такая представительность позволяет делать вывод, что „нулевые чтения“ пройдут содержательно. Именно к властям мы направляем свои обращения. Нам важен продуктивный диалог», — отметил он, открывая мероприятие.
Вопросов у профессионального сообщества к авторам закона немало. Один из них — отмена старых аттестатов, которые были получены аудиторами в соответствии со 119 Федеральным законом. О том, что это значит для аудиторского сообщества, рассказала член ОП РФ Галина Дзюба.
«В существующем законопроекте старые аттестаты отменяются. Это значит, что более 15 тысяч аудиторов теряют право на ведение своей деятельности. На встрече во Владивостоке Банка России с аудиторами первый заместитель Председателя Банка заверил сообщество, что это техническая ошибка, которая будет устранена. Однако в законопроекте эта норма осталась», — сказала она.
Возмущение аудиторского сообщества вызвало и завышение критериев обязательного аудита. Законопроект предполагает сократить перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту. Но как это скажется на региональной повестке, при этом не учитывается.
По словам Галины Дзюбы, которая выступила представителем Дальневосточного региона, Дальний Восток — инвестиционно привлекательный регион. Сегодня ему уделяется большое внимание со стороны федерального центра. В нем создано 18 ТОРов, в которых зарегистрировано 192 резидента.
«Инвестиционный проект означает, что в первые три года компании не будут иметь выручки. Однако основные показатели активов баланса внеоборотных и оборотных средств будут превышать заявленные критерии. Но они не попадут под обязательный аудит. Все бы хорошо, если бы был госконтроль. Однако мы видим дополнительные преференции, которые говорят, что этим проектам отводится на государственные контрольные мероприятия всеми органами только 15 дней — от налоговой до таможенной службы. О каком контроле расходования бюджетных средств может идти речь? Если мы говорим об экономике, об увеличении достоверности финансовой отчетности предприятий, о соблюдении расходования бюджетных средств, то здесь непонятна позиция Банка по введению данных критериев, особенно в нашем регионе, на Дальнем Востоке», — заявила она.
Более подробно на завышении критериев обязательного аудита остановилась Ольга Носова, генеральный директор, член Правления СРО аудиторов Ассоциации «Содружество». Она отметила, что за 25 лет отрасль претерпевала много реформ. И на сегодняшний момент положение в аудиторском сообществе тяжелое. Сокращается количество специалистов, мало молодежи. Она отметила, что хоть предложения Банка России, с одной стороны, и направлены на улучшение качества услуг, с другой — не учитывают основополагающие моменты и ставят под сомнение саму цель.
«Указанный законопроект требует корректировки и доработки. Один из самых важных пунктов — критерии обязательного аудита. В 2016 году аудиторской проверке подверглись только 1,6% организаций. Если допустить внесение таких критериев, очевидно, что количество аудированных лиц сократится еще», — сказала она.
По словам Ольги Носовой, анализ международной практики показывает, что в России уже установлены рекордно высокие критерии обязательного аудита. И если исходить из международной практики, то количественные критерии в нашей стране следует пересматривать не в сторону повышения, а в сторону снижения.
«Предлагаем оставить 400 миллионов рублей выручки предприятия достаточным критерием, и среднесписочную численность работников сократить со 100 до 50 человек», — выразила она предложения профессионального сообщества.
Об угрозе независимости аудиторов, вследствие совмещения Банком России функций органа надзора над аудируемыми лицами, рассказала Людмила Козлова, председатель Правления СРО «Российский союз аудиторов», председатель комиссии Межотраслевого Совета при губернаторе МО.
«Аудит имеет огромное значение во всех странах мира. Он направлен на повышение экономической безопасности страны. С каждым годом его роль становится актуальнее. Законопроект необходимо обсудить, потому что в таком виде он представляет угрозу независимости аудиторов. Банк России будет принимать решения об исключении сведений об аудиторской организации, проводить контрольно-надзорные мероприятия. Конфликт интересов здесь очевиден. Необходимо принять меры для минимизации конфликта — уточнить нормы полномочий Банка на контроль и надзор, указать виды, периодичность и сроки проверок», — сказала она.
Общее положение аудита в России обрисовал Владимир Рукин, директор ООО «Аудит-Центр», руководитель ТО СРО ААС по Дальневосточному ФО. Он отметил, что за последние 10 лет количество аудиторов в регионах сократилось в два раза. Проблемы — падение престижа профессии, недостаточный уровень квалификации.
«Нужен ли аудит стране? — поставил он вопрос. — Во всем мире ответ не вызывает никаких сомнений. Аудит — социально значим, обеспечивает экономическую безопасность страны и бюджеты регионов. Но власти об этом забывают. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы аудит был качественным».
Представители общественных организаций «ОПОРА России» и «Деловая Россия» отметили значение аудита для пользователей аудиторских услуг.
Представитель Банка России Елена Курицына ответила на вопросы аудиторского сообщества и заверила участников «нулевого чтения» законопроекта, что предложения, высказанные сегодня, будут учтены.
Сергей Соломяный, представитель Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ, в заключение отметил: «Сегодняшнее обсуждение показало, что законопроект вызвал много замечаний. Это наводит на мысль, что его нужно основательно дорабатывать. Минфин получает массу обращений от аудиторов, и мы их учитываем. Нам всем нужно настроиться на работу. Совместными усилиями мы должны доработать данный законопроект, чтобы он учитывал интересы не только аудиторов, но и пользователей».
На общественных слушаниях были обсуждены все статьи законопроекта и высказаны следующие предложения.
Ввести обязательный аудит бухгалтерской отчетности юридических лиц, находящихся в определенных хозяйственных ситуациях, в частности: для организаций ЖКХ; для организаций, обращающихся за получением кредита в кредитную организацию; для предприятий, участвующих в госзакупках; для микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов; для организаций, в которых происходят изменения состава акционеров (участников), размера уставного капитала, формы собственности.
Уточнить, что «основное место работы» (в целях Федерального закона №307-ФЗ) — это работа в качестве аудитора по трудовому договору только в одной аудиторской организации. Установить норму «численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее 3 аудиторов, каждый из которых имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом», заменив ею норму в отношении «7 аудиторов» и «12 аудиторов».
Сохранить роль, статус и функции СРО аудиторов. Изменить критерий включения СРО аудиторов в реестр СРО, уменьшив показатели численности членов не менее, чем в 26% от общего числа аудиторских организаций и (или) аудиторов. Установить, что подписание аудиторского заключения производится руководителем аудиторской группы, отвечающим за проверку.