В журнале "Семинар для бухгалтера" ( №8, 2015) опубликована статья генерального директора АКГ "Уральский союз" Марины Ризвановой.


План статьи:

1. Как и сколько хранить документы.

2. Обязана ли компания восстанавливать первичку.

3. Что делать с бумагами, срок хранения которых закончился.


Самое большое количество бумаг скапливается в бухгалтерии. И порой архив становится объемным настолько, что новые документы просто негде складывать. Нужно решить, от каких бумаг можно избавиться, а какие придется хранить еще какое-то время. Ведь если уничтожить документы раньше срока, нечем будет оправдать затраты. При проверке налоговики снимут расходы и вычеты по НДС, доначислят налоги, штрафы и пени. Поэтому отсчитывать срок хранения надо безукоризненно.


Есть три нормативных документа, которые регулируют сроки хранения бумаг:

– Налоговый кодекс;
– Закон о
бухучете от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– перечень, утвержденный приказом Минкультуры России

от 25 августа 2010 г. № 558. Он достаточно большой, но бухгалтеру нужны для работы только три раздела: 4 «Учет и отчетность», 7 «Трудовые отношения» и 8 «Кадровое обеспечение».


Если вы заглянете в кодекс, закон и приказ Минкультуры, то увидите, что каждый из них утверждает разный срок хранения одних и тех же бумаг. В Законе о бухучете сказано, что компания должна хранить первичные документы, регистры и отчетность в течение того срока, который указан в приказе Министерства культуры, но не менее пяти лет (ч. 1 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). За точку отсчета при этом нужно брать не дату составления документа, а 1 января следующего года. Так написано в пункте 1.4 раздела I перечня из приказа Министерства культуры. Подробнее