Кто проводит аудит?


Для начала давайте разберемся, что такое аудит и какие виды аудита бывают.

 

Аудит бухгалтерской (финансовой)  подразумевает проведение независимой оценки хозяйственной деятельности организации и полученных от нее результатов. Финансовый аудит может быть обязательным и инициативным.

 

Кто должен проводить обязательный аудит (в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности – 307ФЗ)?

  • Открытые акционерные общества;

  • Кредитные, страховые компании, инвестиционные фонды или иные организации, указанные в пп. 2п.1 ст. 7 Закона об Аудиторской деятельности (307 ФЗ);

  • Организации с объемом выручки от продажи продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг)  организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн.  рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. рублей)

     Исключения составляют:  органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, союзы  этих кооперативов

  • Государственные,  муниципальные,  унитарные  предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели ее деятельности удовлетворяют условиям, изложенным в предыдущем подпункте;
  • Если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

 

 За исключением: органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

В иных случаях, установленных федеральными законами.

 

Обращаем Ваше внимание, что обязательный аудит могут проводить организации, являющиеся членами аудиторских Саморегулируемых организаций (СРО), а  аудиторы, помимо членства в СРО, должны иметь аттестат нового образца!


Если Ваша организация не попадает не под один вышеуказанный критерий, это вовсе не означает, что Вам не нужен аудит. Кроме обязательного аудита существует еще и инициативный (добровольный) аудит.

Когда может быть полезен инициативный аудит?

  • Когда владельцы предприятия хотят проверить эффективность работы бухгалтерской службы на  предмет соответствия ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства.

  • Перед приходом налоговой проверки.

  • Банк в период рассмотрения заявки о выдаче кредита может запросить подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности.

     

Налоговый аудит - это комплексный и детальный анализ того, как предприятие строит свои  взаимоотношения с бюджетами по налогам и сборам, более того, это налоговая самопроверка. Подробнее


Кадровый аудит позволяет сформировать объективное представление о кадровом составе (качественном и количественном) Вашего предприятия, о состоянии делопроизводства, а именно, проверить на соответствие трудовому законодательству и внутренним требованиям компании.

 

Предположим, Ваша компания попадает под один или несколько критериев для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, соответственно, встает вопрос о выборе аудиторской компании. С чего начать и ка выбрать хорошего партнера?

Хочется несколько слов сказать о структуре рынка аудита. Условно его можно поделить на несколько сегментов:

Большая четверка – Big4.

  • PricewaterhouseCoopers

  • Deloitte Touche Tohmatsu

  • Ernst & Young

  • KPMG

 

Российские аудиторско-консалтинговые группы, занимающие позиции в ТОП-10 по выручке от оказания услуг*.

 

Аудиторско-консалтинговые группы, не входящие в ТОП-10.


«Большую четверку» характеризует:

  • Сильный бренд, известный во всем мире.

  • Отчетность по МСФО, подготовленная компаниями «Большой четверки» признается во всем мире.

  • Для многих крупных компаний работа с большой четверкой считается престижной.

Если Вы  хотите провести аудит силами «Большой четверки», то нужно быть готовыми к серьезным финансовым вложениям, так как представители данного сегмента работают в самом высоком ценовом диапазоне. Как правило, Big 4 привлекают крупные компании, зачастую ради имиджа.

 

Если говорить о российских аудиторских компаниях из сегмента ТОП-10, то у них цены ниже, чем у «Большой четверки». Только нужно иметь ввиду, что значительная доля в стоимости аудита составляет стоимость «Бренда» этих компаний. Позиция в Топе не далеко не всегда гарантирует высокое качество аудиторских услуг, так как аудиторские компании из этого сегмента нередко привлекают подрядные организации для выполнения работ.


Мы рекомендуем обращать внимание на следующие параметры при выборе аудитора:

  • Опыт работы на рынке не менее 10 лет. Этот показатель характеризует стабильность Компании, накопленный опыт, значительный клиентский портфель.
  • Наличие проектов, выполненных для клиентов из Вашей сферы бизнеса. Во многих  сферах есть своя специфика бизнеса, свои особенности ведения бухгалтерского и учета.
  • Динамика развития. С положительной стороны аудиторскую группу характеризует такой показатель, как динамика выручки, постоянное расширение клиентского портфеля.
  • Репутация в деловой среде. Зайдите на сайт компании, посмотрите, с какими СМИ аудиторская группа взаимодействует, на какие темы эксперты дают комментарии. В каких мероприятиях они участвуют, какие темы освещают в докладах. Это хорошая возможность оценить степень профессиональной экспертизы по тем или иным вопросам.


Какие источники информации можно использовать для поиска информации?

Во-первых, рейтинги

  • Рэнкинг крупнейших  аудиторско-консалтинговых групп "Российский аудит" по итогам  года. Проводит рейтинговое «Эксперт».
  • Рейтинг крупнейших аудиторских групп. Проводит журнал «Деньги» (ИД «Коммерсант»).
  • Рейтинг крупнейших  аудиторско-консалтинговых групп. Проводит журнал «Аудитор». Рейтинг новый, проводится с 2012 года.

Но! Нужно помнить о  том, что рейтинги формируются на основе количественных показателей, а не качественных. Если компания занимает лидирующие позиции по объему выручки, это не гарантирует высокого качества выполнения работ.

 

Во-вторых, рекомендации.

Спросите у своих партнеров, кто у них проводит аудит. Довольны они или нет, что понравилось, что не очень. По статистике, большая часть клиентов обращается в аудиторские фирмы, чтобы провести аудит, по рекомендациям.

 

Предположим, Вы остановили  свой выбор на нескольких  компаниях. Что дальше?

Мы советуем составить письменный запрос на бланке компании о том, что вы заинтересованы в выборе профессионального партнёра для проведения аудита. В письме укажите, какая информация Вам необходима для принятия решения. Например:

  • Презентация компании.

  • Коммерческое предложение   со стоимостью и сроками проведения аудита

  • Рекомендации и отзывы о работе  с этой компании.

 

После отправки запроса обязательно оцените степень оперативности предоставления информации. Как быстро Вам перезвонили и задали уточняющие вопросы, попросили прислать дополнительную информацию и т.д. Уже на подготовительном этапе можно понять, комфортно Вам будет работать с этой компанией  или нет.

Желательно составить таблицу со списком  аудиторских групп и параметрами оценки.  Потом Вам будет легче проанализировать аудиторскую компанию по каждому из критериев  и принять решение о встрече.

 

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке

 

Вернемся к анализу коммерческих предложений. Один из значимых критериев оценки предложения является цена. Как известно, кризис 2008 года и изменения в Законе об аудиторской  деятельности (307-ФЗ)* катализировали на рынке аудита сильный демпинг. Как полагают аналитики, подобные методы конкурентной борьбы стали тенденцией, несмотря на то, что кризис позади. По этой причине цены, указанные в предложениях аудиторов, могу колебаться в 3-5 раз! В ответ на отправленную отчетность Вы получите разные ценовые предложения.

 

Не стоит сразу  обращаться сразу в «самую дешевую» компанию. И вот почему.

Существует определенная методика расчета стоимости аудиторской проверки, включающая количественные показатели: кол-во специалистов, которые будут участвовать в аудиторской проверке, кол-во затраченных часов и т.д. Если аудиторская компания предлагает низкую стоимость аудита, соответственно, один из компонентов формулы. Как правило, ставку хороших специалистов никто сильно не уменьшает (это доход специалиста), а вот «порезать» кол-во человек  или включить  в команду специалистов низкой категории могут вполне. В результате, пострадает качество аудиторской проверки. И Вам придется обращаться к другим аудиторам с просьбой исправить ошибки их коллег. А это снова дополнительные траты. Так не лучше ли сразу выбрать компанию с оптимальным соотношением «Цена-качество?»

 

В тоже время, Вы можете столкнуться  с обратной ситуацией. Знакомясь с коммерческим предложением, Вы обращаете внимание на очень высокую стоимость аудита.  В таких случаях мы нужно обратить внимание на количественные показатели. Неадекватно высокая цена может быть за счет завышения количества часов и специалистов. Кроме того, многие АКГ из «ТОП-10» привлекают на проекты мелкие аудиторские фирмы для оптимизации расходов, получается, что по факту Вы будете работать с маленькой компанией. Тогда зачем платить «Десятке?». Не стесняйтесь на встрече задавать вопросы по проектную команду, смело запрашивайте интересующую Вас информацию про аудиторов.

 

Как проверить компетентность аудитора

 

Перед тем как подписать договор с аудиторской компанией и провести аудит, можно попросить ответить на какой–нибудь вопрос, касающийся  бухгалтерского или налогового учета, и проверить уровень компетентности специалистов. Некоторые компании размещают на сайте примеры консультаций  целью продемонстрировать уровень компетентности по тем или иным вопросам

 

Как правильно подготовиться к аудиторской проверке.

 

Теперь, разобравшись в вопросе о том, кто проводит аудит, нужно грамотно подготовиться к аудиторской проверке. На этот вопрос ответил  в статье, опубликованной на нашем сайте, Александр Миронов, руководитель департамента аудита. Прочитать статью.

 

Обращаем Ваше внимание, что мы проводим аудит на протяжении многих лет (с 1995 года) и обладаем значительным опытом в различных областях экономики. Если у Вас возникли вопросы, звоните нам по тел.: +7 495 2320204 или заполните on-line заявку.

 

Будем рады помочь!