Бесплатный товар для покупателя: как исключить «безвозмездность» сделки?

 

На онлайн-конференцию, которая была проведена 28 марта 2013 года Российским налоговым порталом, поступил такой вопрос: компания проводит акции для покупателей (розничных магазинов). Суть акции заключается в том, что если клиент покупает 2 упаковки товара, то третья упаковка ему идет бесплатно. Как считать в данном случае НДС? Как доказать факт «возмездности» переданного товара?

Эксперты, которые приняли участие в онлайн-конференции, высказали свое мнение:

1) Миронов Александр – директор департамента аудита Аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз».

По мнению Минфина, бесплатная, то есть безвозмездная, передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 31.03.2004 г. № 04-03-11/52).

Однако с подобным подходом можно и не согласиться. Дело в том, что Налоговый кодекс не содержит определения безвозмездной передачи. А ввиду ст. 11 Налогового кодекса, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса.

Таким образом, наличие обязательства по участию в акции (приобретению двух упаковок товара) не позволяет говорить о безвозмездности передачи третьей упаковки.

Указанное мнение подтверждается судебной практикой. Так, по мнению арбитров, при включении стоимости подарков в цену реализуемых товаров отдельный объект налогообложения при реализации подарков не возникает (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.08.2003 г. № КА-А40/5796-03-П).

Соответственно, при оформлении документов по реализации товара, необходимо указание о передаче третьей упаковки строго товара в рамках рекламной акции (утвержденной локальным нормативным актом), участие в которой требует приобретения двух других упаковок того же товара.

Следует отметить, что предоставление скидки в 33,33% на каждую из трех упаковок товара эквивалентно передаче третьей упаковки бесплатно. А подобное оформление документов исключит возможность квалификации сделки налоговыми органами как безвозмездной.


http://taxpravo.ru/novosti/statya-313050-besplatnyiy_tovar_dlya_pokupate...