Кремль делает ответный ход в хитрой партии против Евросоюза, который чуть было не убедил Кипр ввести конфискационный налог, столь невыгодный для российских госкомпаний. Простого или безболезненного выхода из кипрского кризиса уже не найти. И российская неторопливость с выдачей новой помощи острову – удобный инструмент давления на Европу. Осознали это, похоже, и еврочиновники. Вчера Европейский центробанк заявил, что будет снабжать деньгами кипрские банки для текущих расходов лишь до понедельника. После чего кризис, очевидно,  обострится. 

 

Кипр надеется на помощь Москвы в обмен на какие-либо «блага» для российской экономики. Министр финансов Кипра Михалис Саррис отметил, что он прибыл в Москву не с пустыми руками, а с описанием тех возможностей, которые может получить Россия, помогая Кипру. 

    
В списке возможностей – участие в банковской системе и газодобыче на Кипре. Вовсе не кредита просит Кипр, а якобы взаимовыгодной сделки. «К сожалению, кредит не поможет. Нам нужно найти пути, по которым мы сможем сотрудничать в ряде секторов таким образом, чтобы это были инвестиции, а не кредиты», – пояснил Саррис. 
Но российская сторона, похоже, теперь не спешит соглашаться на такой обмен. Глава основной жертвы кипрского кризиса – банка ВТБ – Андрей Костин вчера заявил, что ВТБ вовсе не заинтересован в покупке кипрских банковских активов. «Ведь там это два банка, которые находятся в очень тяжелом положении и требуют санации. И говорить о каких-то наших интересах бессмысленно. Наши интересы – чтобы нам дали возможность как можно скорее осуществлять платежи и расчеты наших клиентов», – цитирует Костина Прайм. Он добавил, что ВТБ придется «сворачивать работу и вообще уходить с кипрского рынка», если там будут приняты «неправовые, политизированные решения». 


Накануне премьер Дмитрий Медведев в интервью европейским СМИ сообщил, что на Кипре была заблокирована деятельность крупных российских банков и компаний с госучастием, у которых нет проблем ни с балансом, ни с налогами. Именно этим премьер объяснил жесткие заявления российского руководства. А заодно он косвенно подтвердил, что кипрские офшоры любимы не только частным бизнесом, но и госкомпаниями. Также премьер добавил, что Россия будет думать о поддержке Кипра уже после того, как Евросоюз предложит свой пакет антикризисных мер. «Последовательность именно такая: предложения Евросоюза, а после этого мы, естественно, свои предложения сделаем. Но пока ничего сверхнового мы не услышали», – сказал Медведев. 
Россия берет паузу. Она может выслушать просьбы прибывшего в Москву кипрского министра, но окончательное решение вынесет, видимо, после Евросоюза. Похоже, Москва не видит, какие могут быть наименее болезненные для России пути выхода из кипрского кризиса. Поэтому руководство РФ решило отомстить Евросоюзу, взяв выжидательную позицию, ведь Европе без участия Москвы придется изыскивать для Кипра уже не 10 млрд.  евро, а все 17. 


На фоне такого геополитического противостояния некоторые еврочиновники попытались несколько смягчить риторику. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу объяснил вчера на конференции в Москве, почему Россия не была своевременно проинформирована о решениях Еврогруппы по внедрению на Кипре конфискационного налога. Баррозу сослался на неудобное время совещания европейских министров финансов. Решение было принято рано утром в субботу. Это якобы помешало оповестить Москву. 


Но это смягчение происходит лишь на словах, а на деле Евросоюз ужесточает позицию. Европейский центробанк вчера заявил, что он сохранит объем ликвидности, предоставляемой Кипру, на прежнем уровне до понедельника. А после понедельника европейцы могут перекрыть поступление наличности на Кипр и тем самым обескровить кипрскую экономику. Вчера анонимный еврочиновник пригрозил, что без соглашения о новом налоге на депозиты банки Кипра будут просто ликвидированы. В итоге New York Post назвала перепалку РФ с Европой эпической битвой президента Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Иностранцы считают, что Путин посчитал предложение Еврогруппы внедрить конфискационный налог на Кипре чуть ли не личным оскорблением. 
Опрошенные эксперты подтверждают, что Кипр не в состоянии сделать Москве супервыгодное предложение. «Кипр был интересен для российской экономики именно в том качестве, в каком он использовался раньше: как узел финансовой системы, вынесенный за рамки российской юрисдикции, при этом достаточно надежный и предсказуемый. Кипр сам по себе как страна с инвестиционной точки зрения интересен не более, чем любая другая политически стабильная страна Восточного Средиземноморья», – комментирует гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. Однако эксперт обратил внимание на тот факт, что в кипрских банках аккумулированы не только российские, но и в больших количествах английские деньги. «Германия решила отщипнуть кусок от этих тайных вкладов в общеевропейскую копилку», – полагает Кухарский. Но это обернулось скандалом. 


«Активы в кипрских банках, доверие к которым теперь утрачено, имеют чисто символическую стоимость. Давать живые деньги под такую компенсацию – неразумно. Газовые же активы кипрского шельфа куда более интересны. Но при отсутствии размежевания с соседями и Северным Кипром они не так просты в освоении. Да и форма допуска к этим активам пока не ясна», – говорит директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов. Поэтому России не на что рассчитывать, кроме как на возможность минимизировать свои потери за счет вливания денег в кипрскую экономику и тем самым спасения ее от дефолта. 


Руководитель направления «Производство, качество и инновации» Русской школы управления Константин Тютюнов полагает, что кроме активов Кипр может предложить России, пожалуй, только политическую «дружбу». Также он напоминает, что уже есть примеры «братской помощи» Украине и Белоруссии, которые должны были нас многому научить. Если Москва захочет помочь Кипру, тогда «нужно сразу определяться с условиями долгосрочных, взаимовыгодных отношений». 


«Повышенный «шум» вокруг кипрских счетов дискомфортен для российской стороны. Среди влиятельной бизнес-элиты и чиновников России большая прослойка тех, кто инкогнито владеет кипрскими компаниями, под юрисдикцией которых масштабная российская собственность. И эти силы заинтересованы в сохранении стабильности в офшорной зоне. Полагаю, поэтому правительство РФ готово оказывать финансовую помощь Кипру, но оказывать ее просто так – неприлично, ведь недавно уже давали Кипру кредит. Однако ничего особо ценного и интересного Кипр предложить Москве не может. Поэтому передача России неких активов в обмен на финансовую помощь будет формально-демонстративной и не эквивалентной», – отмечает независимый экономист Александр Дорофеев. 

 

Некоторые эксперты также озвучили конспирологическую версию, что Евросоюз осознанно хотел позлить Москву, чтобы она куда охотнее оказала Кипру финансовую помощь. Именно с этой целью на Кипре пытались внедрить конфискационный банковский налог, который ожидаемо вызвал панику и недовольство среди российского истеблишмента. Однако в ответ на эти провокации Москва взяла паузу.    


http://www.ng.ru/economics/2013-03-22/1_kreml.html