По СМИ на этой неделе прокатился стон производителей колбас: не сможем мы удержать цены и вообще производство любимой всеми "докторской", если с 1 июля все-таки вступит в силу общий технический регламент Таможенного союза.


Он якобы предписывает соблюдать стандарты, которые были определены еще "советских ГОСТах". Чем же так "страшны" старые-новые правила? Да тем, что обязывают производителей колбас использовать мясо только высшего сорта, к тому же в определенной пропорции говядины и свинины. И никаких лишних добавок, сои, прочей современной атрибутики.

- Отлично! - радуются потребители.

- Катастрофа! - уверяют производители.

- Да ничего этого нет, - авторитетно заявляет "РГ" председатель Союза производителей России Петр Шелищ. - Никаких советских ГОСТов вводиться не будет. Я читал техрегламент и знаю, о чем говорю.

Конфликт исчерпан? Похоже на то. И все-таки захотелось  заглянуть на кухню колбасных дел мастеров. В этом "РГ" помогала  эксперт продовольственного рынка Дарья Пичугина.

РГ: Вот вы говорите, Дарья, что стоимость колбасы не по ГОСТам будет как минимум в два раза дороже. Что, в нынешней вообще нет мяса?

Пичугина: Есть. Например, куриное мясо стоит гораздо меньше, чем свинина и говядина. Сами сравните: в январе цена мяса крупного рогатого скота в опте составила 156,6 тысячи рублей за тонну, а мяса птицы - примерно 78 тысяч.

Еще больше удешевляет производство использование сои, хотя соевые бобы стоят за тонну почти столько же, сколько и мясо крупного рогатого скота. Но для производства колбасы сои необходимо гораздо меньше, чем мяса. Получается, что цены в рознице, на прилавках, должны вырасти в 2-2,5 раза, если перейти на ГОСТы.

РГ: То есть те, кто бьет тревогу, что наши прилавки останутся без отечественной колбасы, правы? По такой цене ее никто покупать не будет.

Пичугина: Не надо преувеличивать масштаб проблемы. Скорее всего, производители продолжат производить колбасу не по ГОСТам более низкого качества, с другим наименованием. "Докторская" колбаса традиционно относительно дешевая, ее просто не покупают люди высокого достатка, таким образом, вы правы, что повышение цен сделает ее совершенно ненужной потребителю.

РГ: Но согласитесь, какие-то общие правила производства должны быть. Какой компромисс здесь возможен?

Пичугина: Если производить колбасу по ГОСТу, то возможно использование только свинины и говядины. Если менять ГОСТ, то, я считаю, лучше всего переходить на куриное мясо, так как оно дешевое и в России производится в достаточно больших объемах.

РГ: Если вдруг ГОСТы введут, как, на ваш взгляд, поведут себя производители?

Пичугина: Скорее всего, сохранят производство в прежнем объеме, но будут выпускать продукцию под другими торговыми наименованиями.

Приучить потребителя к новым торговым маркам будет непросто, и этот процесс может быть длительным, однако это все равно дешевле, чем закрывать или переориентировать производство. Тем более что импортная продукция станет несколько дешевле, благодаря снижению таможенных пошлин после вступления России в ВТО. Она-то и займет часть рынка, где преобладает более качественная и дорогая продукция.

РГ: Не самый лучший вариант… Государство здесь чем-то может помочь?

Пичугина: Нам необходимо наладить систему поддержки сельхозпроизводителей, чтобы увеличить производство мяса на территории страны, сделать его более эффективным, и при этом снизив стоимость для конечного потребителя.

РГ: Как в этом году ведут себя цены на основные виды мяса? Что будет дальше?

Пичугина: В январе рост цен на мясо был достаточно низким - 0,1 процента. За прошедший год, кстати, стоимость мяса разного вида выросла в среднем на 7,2 процента.

С начала года цена на говядину либо остается стабильной, либо несколько падает (так, за неделю с 19 по 25 февраля она стала дешевле на 0,2 процента). Цены на свинину в конце прошлого года также упали и остаются на достаточно низком уровне за счет большого объема импорта свинины. Птица, напротив несколько прибавляет в цене, благодаря низкой ценовой базе в прошлом.


Мнение со стороны


Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент":

- Требования строгого соответствия наименования и маркировки реальному составу продукции (в данном случае, предусмотренному конкретными ГОСТами) направлены, в первую очередь, на защиту прав потребителей и в целом, несомненно, полностью оправданы, так как, недобросовестные практики введения потребителя в заблуждение распространены весьма широко. При этом подобные нормативы, полагаю, не станут причиной каких-либо критических последствий для индустрии – из-за этого конъюнктура вообще заметно не изменится, так как и сейчас большая часть этого рынка представлена продукцией, произведенной по техническим условиям, а не по ГОСТам.

В лучшем случае основным следствием, как я понимаю, может стать заметно более прозрачная и сбалансированная сегментация рынка в розничном звене: производители, выпускающие мясопродукты по ТУ (техническим условиям), не смогут так широко использовать в целях продвижения продукции наименования сходные до степени смешения с популярными советскими брендами. Но фундаментально для рынка это скорее второстепенный фон - существенно более важную роль продолжат играть такие ключевые аспекты, как общая макроэкономическая конъюнктура, динамика доходов населения, колебания цен на мясосырье и т.д.

Мнение юриста


"Новые-старые ГОСТы, действительно, хороший повод для повышения цен. Но пользоваться им вряд ли станут так уж широко, - уверен руководитель направления судебной практики группы "Уральский союз" Дмитрий Ширяев. - При санкции за обман потребителей в 50 тысяч рублей проще оставить все, как есть и, изредка платя штрафы, за счет неизменной цены получить преимущество перед конкурентами".


Водка на грани банкротства

Крупная польская компания по производству водки, которая активно работает на российском рынке, может обанкротиться, сообщили СМИ на этой неделе. На наших прилавках достаточно много ее знаменитых брендов. Если они исчезнут из магазинов, значит, стоит ожидать дефицита водки?

"Это вы описали уж самый пессимистичный сценарий. Скорее всего, дефицита не будет, - рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. - Да и если компания обанкротится, то производство не остановится. Кроме того, даже при остановке конвейера, в России достаточно мощностей, чтобы за короткий срок увеличить производство до необходимого объема. Хотя это снизит, конечно, конкуренцию на рынке".

Кроме того, по словам Дробиза, не стоит ожидать и роста цен на водку этой компании. "В России больше нет дешевой водки. Во всех странах мира есть дешевый легальный алкоголь, который доступен всему населению. А мы единственная страна, где в последние двадцать лет этот принцип был нарушен", - отметил он.