Повышение кредитного рейтинга России не грозит.

Для повышения кредитного рейтинга РФ нужно как минимум снизить дефицит бюджета. Пока же российская экономика только увеличивает свою уязвимость к внешним изменениям – прежде всего к колебаниям цен на нефть. Такой диагноз прозвучал вчера на конференции рейтингового агентства Fitch, посвященной России. Одновременно эксперты агентства заявили, что низкий госдолг и накопленные резервы помогут РФ справиться с возможными потрясениями.

 

Глава региональной аналитической группы Fitch Пол Роукинс заявил вчера, что высокие цены на нефть обеспечили России сильные бюджетные результаты, однако растущая цена на нефть, необходимая для балансировки бюджета, увеличила его уязвимость к внешним шокам.

Эксперты Fitch считают, что для оптимизации госбюджета в РФ необходимы повышение пенсионного возраста, сокращение субсидий госпредприятиям, улучшение направленности социальных трансфертов и реформа НДС.

 

Роукинс подчеркнул, что позитивное влияние на кредитный рейтинг России может оказать снижение так называемого ненефтяного дефицита бюджета в сторону докризисного уровня, сообщает портал Банки.ру. Между тем сегодня дефицит госбюджета без учета нефтегазовых доходов превышает 10% ВВП, тогда как накануне кризиса он составлял всего 1,9% ВВП. Эти данные опубликовал вчера Центр развития Высшей школы экономики (ВШЭ).

 

Таким образом, из заявлений представителя Fitch следует, что повышение кредитного рейтинга России не грозит. Согласны с этим и многие отечественные экономисты. «В ближайшие два-три года повышение рейтинга РФ до инвестиционного уровня маловероятно именно в силу сохраняющейся чувствительности бюджета к колебаниям цен на нефть. Если бюджет заемщика через год не сможет свести концы с концами, то такие долговые бумаги нельзя считать хорошо обеспеченными на длительном интервале времени», – напоминает начальник отдела управления инвестициями компании «Солид» Михаил Королюк.

 

«Повышения рейтинга ждать не стоит. Нефтяная составляющая российской экономики практически достигла предела роста, а газовая – имеет тенденцию к снижению. Увеличение расходной части бюджета из-за выполнения предвыборных обещаний тоже повышает уязвимость экономики. Разве что возможный конфликт США и Израиля с Ираном может помочь российскому нефтегазовому сектору. Но это будет очень кратковременный эффект», – рассуждает директор департамента аудита «Уральского союза» Александр Миронов.


«Перспектив повышения рейтинга не видно. Что касается рекомендаций Fitch, то сейчас видно, что правительство движется точно в противоположном направлении. Тема повышения пенсионного возраста для власти стала табу. Сокращение субсидий госкомпаниям вряд ли возможно, учитывая любовь высших должностных лиц к ручному управлению, да и сам госсектор стремится к расширению: заявленные планы по приватизации либо откладываются, либо предлагаются к осуществлению путем скупки активов госкомпаний», – говорит председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис.

 

«Сырьевая зависимость РФ пока не снижается. Экономическая ситуация в стране по-прежнему чрезвычайно зависима от ситуации на энергетических рынках, которую никак не назовешь предсказуемой. В этих условиях у России, без серьезных внутренних преобразований, шансы на повышение кредитных рейтингов невысоки», – соглашается директор филиала «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Олег Семенов.

Индикаторы готовности российской экономики к кризису
Показатель * 2008 г. 2012 г.
Дефицит федерального бюджета, % ВВП без учета нефтегазовых доходов
–1,9

–10,8
Доля нефтегазовых поступлений в доходах федерального бюджета, %
45,1

51,5
Расходы федерального бюджета, % ВВП 15,7 21,7
Объем Резервного фонда, % ВВП 9,0 3,4
Доля выплат из бюджета в доходах населения, % 20,1 25,1
Доля кредитов населению в товарообороте, % 11,2 10,7
Прирост кредитов населению за последние 12 месяцев, % 53 42,1
Прирост выпуска базовых видов экономической деятельности в среднем за 3 месяца, %
–0,1

–0,2
Внешний корпоративный долг, % ВВП 31,9 28,4
Объем предстоящего погашения внешнего корпоративного долга в ближайшие 12 месяцев, млрд. долл. **
137,6

93
Чистый приток капитала за последние 12 месяцев, млрд. долл.
29,6

–96,9
Уровень международных резервов, млрд. долл. 582,2 514,6
Цена на нефть, долл./барр., средн. за месяц 112,2 113,5
Курс доллара, средн. за месяц 24,15 31,96
* данные за июнь, июль или август, ** по состоянию на март. Источник: Центр развития ВШЭ

Подробнее:http://www.ng.ru/economics/2012-09-26/4_rating.html