Эксперты ВШЭ и Института экономики города предложили альтернативную схему установления тарифов ЖКХ. В основе нового подхода к тарифной политике может лежать оценка финансовой доступности коммунальных услуг для населения


В последние годы сектор ЖКХ страдает от недофинансирования, коммунальная инфраструктура изношена, с этим в том числе связаны аварии, пришли к выводу эксперты факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и фонда «Институт экономики города». Одна из основных причин, считают эксперты: устанавливаемая властями индексация тарифов на коммунальные услуги для населения складывается ниже фактического уровня инфляции. Изменить ситуацию может новый подход к тарифной политике, в основе которого должна лежать оценка финансовой доступности коммунальных услуг для населения — альтернативную существующей схему установления тарифов эксперты описали в исследовании «Разработка методологических подходов к оценке способности домохозяйств оплачивать жилищно-коммунальные услуги», которое есть у РБК.

 

Оптимальный сценарий


Как отмечается в исследовании, в России сложилась «парадоксальная ситуация»: адресная поддержка низкодоходных семей по оплате ЖКХ, по данным госстатистики, сокращается (в 2022 году только 4,4% семей получали такие субсидии), но увеличивается бюджетная поддержка на субсидирование разницы между экономически обоснованными тарифами и фактическими тарифами для населения. По существу, это повышает доступность жилищно-коммунальных услуг «для тех, кто больше потребляет, а это далеко не бедные слои населения».

 

Авторы предлагают единым критерием для повышения тарифов в регионе считать долю получателей жилищной субсидии, положенной семьям с низким доходом. Оптимальным порогом, по их оценке, будет доля в 15% от всех домохозяйств: если получателей субсидии в регионе больше этого уровня, то там нет возможности для роста тарифов. В тех регионах, где получателей такой субсидии меньше 15%, есть потенциал увеличения тарифов на коммунальные услуги до 30%, считают авторы исследования.

 

Но применение такой модели предполагает, что должен действовать единый федеральный стандарт назначения субсидий. Сейчас критерии нуждаемости различаются по регионам. Применяются два основных параметра: предельная доля расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи (например, в Москве субсидия полагается, если более 10% дохода тратится на ЖКУ, а в Московской области это 22%) и норматив площади жилья (при расчете субсидии учитывают только стандартную часть жилплощади: например, на одиноко проживающего человека — 33 кв. м, в семье из двух человек — 23 кв. м на человека и т.д.).

 

Эксперты смоделировали несколько сценариев, для которых использовали три единых для всех регионов значения параметра предельной доли расходов на оплату ЖКУ в семейном бюджете (15, 18 или 22%) и два значения стандарта субсидируемой нормы жилплощади — 18 или 23 кв. м на человека. Результаты сценарного моделирования показали, что оптимальными параметрами федеральной программы жилищных субсидий могут стать обеспечиваемая за счет такой помощи доля расходов на коммунальные платежи не более 18% семейных доходов и стандарт жилплощади, учитываемый при расчете субсидии, 23 кв. м на человека, указано в исследовании.

 

Такие параметры позволят увеличить число получателей жилищной субсидии, а доходы коммунальных предприятий за год вырастут на 670 млрд руб. в ценах 2023 года, оценил профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев, презентуя исследование. Результаты обсуждались в ходе дискуссионного клуба «Субсидии ЖКХ и тарифы», который прошел в Институте экономики города 9 февраля.

 

Источник: РБК