Налоговая политика государства в последние годы последовательно ужесточается. Налоговым органам предоставляется все больше возможностей, налогоплательщикам оставляется все меньше выбора. Например, активно внедряются принудительные электронные сервисы, за которые платить приходится компаниям. Нельзя стороной обойти и громкие судебные процессы, в которых бухгалтеры все чаще становятся обвиняемыми. О том, как изменилась работа налоговиков за последние годы, рассказала генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Марина Ризванова.

 

По оценкам ФНС России, налоговое администрирование сейчас находится на высоком уровне эффективности. Бюджет пополняется исправно, налоги собираются, проверки проводятся. А как на это смотрят с другой стороны баррикад налогоплательщики? О том, что произошло во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков, мы поговорили с генеральным директором аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Мариной Ризвановой.
Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=28039

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

По оценкам ФНС России, налоговое администрирование сейчас находится на высоком уровне эффективности. Бюджет пополняется исправно, налоги собираются, проверки проводятся. А как на это смотрят с другой стороны баррикад налогоплательщики? О том, что произошло во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков, главный редактор журнала "Налоговый учет для бухгалтера" Наталья Свистунова поговорила с генеральным директором нашей компании Мариной Ризвановой.

 

- Марина Викторовна, расскажите, как изменились взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов за последнее время.

- Во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов за последние 10 лет произошло немало перемен. Налоговая политика государства в течение прошедшего десятилетия последовательно ужесточается. При этом налоговым органам предоставляются все новые возможности, в то время как налогоплательщикам оставляется все меньше выбора. Например, пени за просрочку уплаты налогов начиная со второго месяца удвоили, а ставку процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканного налога или возмещения НДС поднимать и не подумали1. Также все активнее внедряются принудительные электронные сервисы, которые экономят налоговикам время, а налогоплательщикам не оставляют выбора, поскольку обременительные обязанности вводят поправками непосредственно в Налоговый кодекс РФ! Так, в частности, в приеме налоговой декларации на бумажном носителе (хоть через канцелярию, хоть почтой) отказать нельзя, а декларации по НДС, сдаваемой по закону исключительно в электронном виде, - возможно, причем зачастую по надуманным поводам или из-за некорректно настроенного программного обеспечения в самих же инспекциях.

 

- Тут напрашивается вопрос о проводимой нынешним главой ФНС России Михаилом Мишустиным политике внедрения разнообразных электронных сервисов. Для налоговиков они не только колоссально экономят время, но и позволяют обрабатывать огромный массив информации в короткие сроки, находя нестыковки и ошибки, которые повышают собираемость налогов.

 

- Совершенно верно. Наибольший эффект в плане повышения собираемости налогов дали введение новой формы передаваемой по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) декларации по НДС с включенными в нее книгами покупок и продаж, а также введение онлайн-передачи данных ККТ в налоговые органы. В первом случае практически сразу обрабатываются цепочки исчисления и уплаты НДС и выявляются проблемные контрагенты, что резко повысило скорость камеральных проверок и их результативность. Так, в 2015 году, когда были введены новые декларации по НДС, по статистике ФНС России, рост собираемости этого налога вырос почти на 40 процентов в сравнении с предыдущим годом, сумма доначислений по камеральным налоговым проверкам увеличилась почти на 50 процентов! А в следующем, 2016 году налоговики, по их же статистике, увеличили количество проверок более чем на 25 процентов. Такой прирост налогоплательщикам невозможно не заметить. А ведь вряд ли штаты бухгалтерий предприятий кто-то увеличил на четверть, значит, справляться с проверяющими будут те же работники, только работать они будут больше. Причем налогоплательщики вынуждены оплачивать удобство проверяющих из своего кармана, поскольку без соответствующей компьютерной программы и ее обновлений ввод данных в декларацию вручную крайне трудозатратен. С введением онлайн-касс под контроль в режиме реального времени попадает почти весь наличный оборот. И снова оплату своих проверок государство возложило на налогоплательщиков.


Подробнее http://www.delo-press.ru/articles.php?n=11985&sphrase_id=5870362