Проблемы с оплатой ЖКХ становятся козырем в борьбе регионов за федеральные деньги

 

Федеральный стандарт, по которому плата за ЖКХ не должна превышать 22% доходов семьи (в противном случае региональный бюджет должен субсидировать платежи), показался неприемлемым губернатору Камчатки Владимиру Илюхину. Он предложил сделать стандарт 15%, увеличив тем самым число претендентов на субсидии. А затем призвал федеральный Центр заняться софинансированием. Эксперты увидели в этом стремление региона получить федеральные средства. Однако вовсе не обязательно, что субсидирование вынудит чиновников наконец-то заняться контролем монополистов в отрасли. 

 

Вчера губернатор Владимир Илюхин сообщил, что на Камчатке коммунальные тарифы одни из самых высоких в РФ, а покупательная способность населения ниже, чем по стране. 
    
Плюс ко всему темпы роста коммунальных тарифов в регионе опережают темпы роста зарплат. И даже несмотря на то, что камчатские власти, по словам губернатора, ежегодно тратят около 10% регионального бюджета – это 5 млрд. руб. – на субсидирование тарифа ресурсоснабжающим организациям, «плата за жилищно-коммунальные услуги остается слишком высокой». 
В России установлен специальный федеральный стандарт, согласно которому плата за жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 22% от совокупного дохода семьи. В случае превышения назначается адресная субсидия. Как правило, основные ее адресаты – пенсионеры и малообеспеченные семьи. 
Однако на Камчатке «под действие стандарта не попадает большинство населения со средним доходом», цитирует Илюхина Интерфакс. Как итог – губернатор предложил федеральному Центру снизить стандарт с 22% до 15%. 


Заметим, что при таком изменении существующих правил еще больше граждан получат право на субсидию от государства, а значит, возрастет и нагрузка на региональные бюджеты. Казалось бы, зачем губернатору лоббировать меру, которая с финансовой точки зрения региону невыгодна? 
Интрига раскрылась почти сразу. Илюхин призвал Центр восстановить федеральное софинансирование субъектов на оплату субсидий. «До 2010 года для Камчатки софинансирование составляло порядка 40–50%, однако теперь вся нагрузка легла на региональный бюджет», – поясняет Илюхин. То есть регион, сделав якобы щедрый жест перед населением, на самом деле пытается выбить из федерального бюджета средства под эгидой финансирования субсидий. 


В каком-то смысле это отчаянный шаг. Особенно если учесть, что буквально на днях глава Минрегиона Игорь Слюняев в интервью изданию «Газета.Ру» подчеркнул, что, «если из месячного дохода семьи более чем 22% направляется на коммунальные платежи, это проблема экономической безопасности семьи». И решать ее надо, по его словам, за счет «социальной поддержки в виде жилищной субсидии из регионального бюджета». То есть субъектам вряд ли стоит надеяться на помощь Центра. 


По данным Росстата, домохозяйства обычно тратят в месяц на жилищно-коммунальные услуги около 10–11% семейного бюджета. Социологи, однако, постоянно выявляют, что большинство граждан считают оплату коммунальных услуг непосильной. И с годами эта ситуация не меняется. В частности, по данным фонда «Общественное мнение», в прошлом году около 65% опрошенных россиян назвали сумму, которую им приходится платить за услуги ЖКХ, «слишком большой». Причем такой ответ и в 2010 году давали примерно столько же – 62% респондентов. «Терпимой, приемлемой» плату за ЖКХ назвали около 30% респондентов. 
Качество предоставляемых коммунальщиками услуг не соответствует цене. Около 57% респондентов назвали качество предоставляемых услуг плохим, с течением времени доля недовольных увеличилась, так, например, в 2010 году на плохое качество указывали 47% опрошенных. Хорошим качество назвали около 30% респондентов. 
Такое хроническое недовольство россиян даже привело к тому, что президент Владимир Путин ранее предложил населению создать специальные общественные организации для народного контроля над работой управляющих компаний, тарифами и качеством услуг в сфере ЖКХ (см. «НГ» от 05.02.13). Ведь сами власти по какой-то причине наладить порядок в отрасли не смогли. 
Не исключено, кстати, что изменение стандарта, предполагающего субсидирование оплаты ЖКХ из регионального и федерального бюджетов, могло бы простимулировать чиновников очистить отрасль от монополистов. Но вряд ли чиновники возьмут на себя ответственность за состояние отрасли. 


Опрошенные «НГ» эксперты в предложении губернатора увидели не что иное, как стремление наполнить региональный бюджет за счет федеральной финансовой помощи. «Представляется, что губернатор стремится привлечь федеральное финансирование хотя бы в какой-то форме. Сейчас из-за концентрации налоговых поступлений на федеральном уровне и бедности большинства региональных бюджетов разгрузить расходную часть бюджета региона за счет субсидий из Центра – желание вполне естественное», – комментирует ситуацию директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов. 

 

Инициатива губернатора будет выгодна, кстати, и самим ресурсоснабжающим компаниям, ведь они получат приток средств и вовсе не обязательно будут обязаны за это повысить свою эффективность. В каком-то смысле это лоббирование в том числе их интересов. 


«Поскольку для обновления системы ЖКХ и инфраструктуры нужно гораздо больше средств, а единовременно столько денег в региональном бюджете нет, приходится поддерживать «на плаву» то, что есть, несмотря на коррупцию, неэффективность трат и «латание дыр» на короткий период, – замечает ведущий инвестиционный консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. – Бюджетное субсидирование даст свои плоды, если будет работать система контроля со стороны государства. Но пока этого нет». 


Миронов не исключает, что федеральный Центр может прислушаться к просьбам губернатора. Но скорее всего, если система субсидирования и будет изменена, то не по всей стране, а лишь по отношению к некоторым регионам. «В этом случае помощь Центра достанется малонаселенным северным регионам, что на федеральном бюджете критично не отразится», – считает эксперт. 
Между тем уже сейчас в некоторых регионах стандарт, предполагающий субсидию, отличается от федерального. Например, в Москве. Так, на сайте Городского центра жилищных субсидий указано, что при среднедушевом доходе семьи до 800 руб. в месяц размер стандарта равен 0%, от 800 до 2000 руб. – 3%, от 2000 до 2500 руб. – 6%, свыше 2500 руб. – 10%.


Подробнее.