До 2015 года каждый второй будет лечиться за свой счет. Медицинские госгарантии наполовину не обеспечены финансированием, признает Минздрав.

 

 «У меня нет опасений в отношении того, что медицинские услуги в нашей стране будут преимущественно платными. Пока я и моя команда работаем в министерстве, этого не будет», – пообещала вчера Вероника Скворцова. Так она прокомментировала опасения журналистов по поводу принятия правительством РФ новых «Правил предоставления медицинскими организациями платных медуслуг». О сокращении объема бесплатных услуг и речи нет, наоборот, суть документа в том, что «весь гарантированный объем медпомощи оказывается гражданам бесплатно».Денег для государственной бесплатной медицины сегодня катастрофически не хватает. Но в будущем Минздрав надеется на увеличение финансирования, которое сделает медицинские услуги преимущественно бесплатными. О таких перспективах сообщила вчера глава Минздрава Вероника Скворцова. По ее словам, чтобы профинансировать стандарты оказания бесплатной медицинской помощи, требуется около 1,5 трлн. руб. Но в 2012 году в системе здравоохранения нашлось для стандартов только 680 млрд. руб. Лишь к 2015 году получится полностью покрыть стандарты медицинского обслуживания, заявила Скворцова. Где именно Минздрав надеется взять дополнительные более чем 800 млрд. руб. – осталось тайной.

 

Если говорить о государственных бюджетных медицинских учреждениях, то единственное, что там может быть платным, – это дополнительное повышение комфорта при лечении; индивидуальный медицинский пост, если его не требует состояние реанимационного больного; предоставление по желанию пациента более дорогого лекарства (например, иностранного оригинала вместо отечественного аналога) или более дорогого имплантата. Как уточнила министр, более 90% медучреждений в стране – бюджетные.

 

При этом Вероника Скворцова признала, что сейчас не исключены случаи, когда в больницах и поликлиниках врачи пытаются брать с граждан деньги за оказание тех медицинских услуг, которые формально должны быть бесплатными. Эти нарушения связаны сегодня с крайней недофинансированностью отрасли. «Поэтому на какие-то вещи мы смотрим с пониманием – с точки зрения того, что, к сожалению, пока несовершенство системы само провоцирует такие нарушения. Но мы надеемся, что к 2015 году этого уже быть не должно, потому что к этому сроку должен произойти качественный скачок, система должна стать сбалансированной по финансированию».

 

Сенсацией вчерашней конференции министра стало признание, что, оказывается, вопреки надеждам и обещаниям денег на оказание населению базовой бесплатной медицинской помощи сейчас на самом деле не хватает. Причем речь идет о нехватке сотен миллиардов рублей. Экспертным сообществом были созданы и пересмотрены стандарты, которые являются базовыми для оказания медпомощи. Речь идет о 1,9 тыс. стандартах. «И они стоят 1,5 триллиона рублей», – пояснила Скворцова. В 2012 году, по ее словам, в системе здравоохранения имелось на эти стандарты лишь 680 млрд. руб. В следующем году в системе будет уже около 1 трлн. руб. Сбалансировать же финансирование системы получится только к 2015 году. «Надо быть честными и признать это. Мы сейчас несколько скачкообразно улучшаем финансовое обеспечение государственной медицинской помощи», – сказала Скворцова. Получается, что сегодня здравоохранение недофинансировано в стране фактически наполовину. И государству надо в течение нескольких лет откуда-то изыскать более 800 млрд. руб.

 

Скворцова возлагает большие надежды на средства Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Они, в частности, оказались как нельзя кстати для модернизации здравоохранения. По данным Минздрава, по состоянию на 15 октября этого года из выделенных на модернизацию отрасли 340 млрд. руб. фонда освоено около 71%. Эти средства были направлены на ремонт более 1,2 тыс. медучреждений и завершение строительства 33 учреждений, поставку свыше 191 тыс. единиц оборудования, полное оснащение системой ГЛОНАСС более 8,5 тыс. автомобилей скорой медицинской помощи. По словам министра, в фонде ОМС появился резерв: «Он связан с увеличением насыщения фонда сверх ожиданий за счет выросших страховых взносов». В 2013 году из фонда получится дополнительно направить в качестве субсидий регионам около 50 млрд. руб. на дальнейшую модернизацию здравоохранения.

Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что ситуация с бесплатным здравоохранением сложилась непростая. Видимо, ведомству придется повременить с окончательным внедрением в стране стандартов бесплатной медпомощи. «Минздрав планировал значительно повысить уровень медицинского обслуживания населения уже к 2013 году как раз за счет стандартизации. Судя по всему, реализация этих планов под большим вопросом. И проблема в финансировании. Теперь «Концепция развития здравоохранения» предполагает, что на окончательную стандартизацию отрасль перейдет постепенно с 2012 по 2015 год. Таким образом, формально переход на стандарты Минздрав может затягивать, что, судя по всему, и происходит, – замечает эксперт «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. – Минздрав, сообщая о недофинансировании, страхуется от повальной критики, которая обязательно будет, если больницы не будут готовы соответствовать стандартам». «Стандарты медицинского обслуживания подразумевают определенную обеспеченность персоналом на душу населения, на одного пациента в больнице. Также они устанавливают время обслуживания пациентов на каждом шаге и требования к техническому оснащению. До тех пор пока возможностей для такого обеспечения нет, вводить стандарты медобслуживания в качестве обязательных для выполнения не имеет смысла», – продолжает руководитель отдела бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.Однако независимые экономисты отмечают тенденцию сокращения бюджетных расходов на здравоохранение. Как ранее писала «НГ», по данным Центра развития, доля федеральных расходов на здравоохранение в проекте бюджета на 2013–2015 годы снижена вдвое: с 0,91% ВВП в 2012 году до 0,46–0,44% ВВП в 2015 году (см. «НГ» от 02.10.12). Причем сокращение запланировано не только в долях ВВП, но и в номинальном выражении. Так, в текущем году федеральный Центр выделит на здравоохранение 555 млрд. руб., а в 2015 году – уже 361–383 млрд. руб. Значит, на самом деле никаких ресурсов для увеличения финансирования бесплатной медицины в федеральном бюджете пока не просматривается.

 
Сбалансировать систему здравоохранения при нынешнем недофинансировании будет непросто. «Либо нужно вдвое сократить сам объем помощи в рамках новых стандартов. Либо вдвое повысить плату за медицинские услуги. Это повышение возможно как через прямой пересмотр цен на услуги, так и через увеличение налогов», – говорит инвестиционный консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. «Маловероятно, что полное бюджетное финансирование всех гарантированных стандартов медпомощи можно обеспечить к 2015 году. Эти обещания станут реалистичны, если часть средств будет перераспределена с оборонных расходов на здравоохранение», – считает директор департамента компании «Уральский союз» Александр Миронов.

Подробнее:http://www.ng.ru/economics/2012-11-09/1_medicine.html