Для принятия кассового чека к учету должны быть соблюдены все условия.

 

На страницах Российского налогового портала была размещена новость, в которой речь шла о предложении Минфина включить материнский капитал в налогооблагаемую базу по НДФЛ. Неужели материнский капитал, который является социальной выплатой, можно «уравнять» с остальными доходами граждан, облагаемыми НДФЛ? Прокомментировать данное предложение финансового ведомства мы предложили нашим экспертам. И вот, что они думают по этому поводу:

 

 
Ширяев  Дмитрий

Ширяев Дмитрий

29 сентября 2012 г. в 18:56

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Руководитель направления судебной практики

П. 34 ст. 217 НК РФ не делает различия при льготировании материнского капитала по источнику его выплаты. В этом пункте нет, не только упоминания о виде бюджета, из которого выплачивается это пособие, но и вообще о том, что источником выплаты материнского капитала может быть только государство.  Представляется, что в стремлении оптимизировать бюджетные расходы предложения по отмене льгот или повышении ставок налогов (не только НДФЛ) будут выдвигаться Минфином регулярно.

Сначала это будет зондирование общественного мнения в статьях, интервью или  неофициальных предложениях, потом – «малозаконные» разъяснения в письмах, а кончится реальными законопроектами по внесению поправок в НК. Правда, судьба предложений пока еще в некоторой степени зависит от общественного мнения, и при сильном возмущении (на стадиях до внесения законопроектов) инициативы еще можно будет пресечь.

 
Кивенко Евгений

Кивенко Евгений

29 сентября 2012 г. в 18:56

Группа BDO в России, Старший менеджер Практики налогового и правового консультирования

По моему мнению, Минфин в своих разъяснениях неоправданно ограничил определение термина «материнский (семейный) капитал» исключительно соответствующим Федеральным законом. Вместе с тем, из п. 1 ст. 11 НК РФ, на который ссылается Минфин, это не следует.

В соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 5 этой же статьи указанные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с п. 2. ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Такой дополнительной мерой поддержки и является региональный материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом Архангельской области от 22.06.2005 г. № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области».

При этом никаких противоречий между Федеральным законом и Законом Архангельской области в этом отношении не просматривается. Закон Архангельской области в этой части не был признан противоречащим Федеральному закону в судебном порядке. Но тогда понятие «материнского капитала» для целей налогообложения с точки зрения п. 1 ст. 11 НК РФ может использоваться и в том смысле, который придается ему не только Федеральным законом, но и региональными законами, в том числе и Законом Архангельской области. Соответственно, и льгота по НДФЛ в этом случае должна распространяться и на региональный материнский капитал, а не только на федеральный.

 
Верещака Владимир

Верещака Владимир

29 сентября 2012 г. в 18:57

ООО «Издательство Гарант-Пресс», Руководитель специальных проектов

Так решили не в Минфине, а в Думе, принимая закон. По закону материнский капитал – это «средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ). Если средства выделяются не из федерального, а из регионального или местного бюджета – это уже НЕ материнский капитал. Это средства, выделяемые в качестве «дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». А п. 34 ст. 217 НК РФ предусматривает освобождение от НДФЛ именно «средств материнского капитала», а не средств выделяемых в виде допподдержки семей из региональных (местных) бюджетов.

Поэтому в данной ситуации п. 34 упомянутой статьи НК не применим. И проблема не в Минфине, а в депутатах сформулировавших понятие «материнский капитал» исключив из него средства региональных и местных бюджетов (намеренно или нет – не знаю). А региональным и местным властям нужно озаботиться оформить эту выплату так, чтобы она подходила под другой пункт ст. 217 НК РФ.

 
Васильев Андрей

Васильев Андрей

30 сентября 2012 г. в 22:35

ANV Business Process Outsourcing Services company (Краснодар), Бухгалтер

Согласно п. 34 ст. 217 НК РФ «средства «материнского» (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей» являются доходами, освобождаемыми от налогообложения.

Для целей  256-ФЗ «материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом».

В то же время согласно ст. 1 256-ФЗ от  29.12.2006 г.

«1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на "Конституции" Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных "договорах" Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.»

«2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.»

Кроме того, согласно постановлению от 30.12.2006 г. № 875 министерство финансов не в праве в целях единообразного применения Федерального закона № 256-ФЗ издавать разъяснения.

Налоговый кодекс не содержит определения семейного капитала. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не давало разъяснений о толковании термина «материнский (семейный) капитал» в целях единообразного толкования 256-ФЗ.

Таким образом, средства «Регионального материнского (семейного) капитала – дополнительная мера социальной поддержки семьи и детей, направленная на обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения» финансируемые на основании региональных законов субъектов РФ являются средствами «материнского» (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Так как НК РФ не содержит норм об источниках финансирования  материнского (семейного) капитала и соответствующие доходы не облагаются НДФЛ.

 
Пантюшов Олег

Пантюшов Олег

2 октября 2012 г. в 16:06

Адвокатский кабинет, адвокат, рег.№77/8992 в реестре адвокатов г. Москвы

В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»  установлено, что материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 34 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доход средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Таким образом, по мнению финансистов средства, выделяемые за счет регионального бюджета, не могут рассматриваться в качестве материнского капитала, т.е. подлежат налогообложению.

В данном случае финансовое ведомство не учитывает, что основным признаком для освобождения от налогообложения является не бюджет, за счет которого происходит выплата, а направленность выплат. В данном случае нужно исходить из того, что законодатель предоставил налоговые льготы семьям при получении финансовой помощи, причем, не имеет значения то, за счет какого бюджета это делается. Между тем, полагаю, что нужно внести соответствующие поправки в законодательство.

 

 
Коняева Анна

Коняева Анна

2 октября 2012 г. в 17:18

«Анна Коняева и партнеры», Директор OOO Центр правового обслуживания «Анна Коняева и партнеры»

Норма, закрепленная в п. 34 ст.217 НК РФ, свидетельствует о праве граждан на получение материнского (семейный) капитала в размере 250 тыс. руб., выдаваемого в рамках Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» без уплаты НДФЛ.  По всей вероятности чиновники сделали вывод, что под освобождение от налогообложения НДФЛ не подпадают суммы материнского капитала, выплачиваемые за счет средств региональных бюджетов субъектов РФ. Однако, на наш взгляд, такая трактовка законодательства может привести к ограничительному толкованию  понятия «материнский капитал» в рамках указанного закона.

Из анализа п. 34 ст. 217 и п. 1 ст. 11 НК РФ не усматривается, что понятие «материнский капитал» должно применяться только в том значении, которое используется в Законе № 256-ФЗ, т.е. именно как средства  федерального бюджета.  В то же время законодатель специально не оговорил, что от налогообложения освобождаются исключительно средства федерального материнского капитала.

Частью 2 ст. 1 Закона № 256-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Следовательно, термин «материнский капитал» следует применять и в том значении, которое используется в соответствующих нормативно-правовых актах субъектов РФ. В случае если, региональный нормативно-правовой акт предусматривает выплату именно «материнского капитала» таковая должна  быть освобождена от налогообложения.

 
Емельянцева Марина

Емельянцева Марина

3 октября 2012 г. в 9:36

Юридическая компания «Налоговик», юрист

Материнский (или семейный) капитал, согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», состоит из средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. При этом в ст. 7 указанного закона распоряжение данными средствами строго ограничивается: получить деньги на руки невозможно, а израсходовать их можно лишь через три года после рождения ребенка и только одним из трех способов, предписанных в законе.

Действительно, кроме федерального бюджета подобные меры применяются и на уровне региональных бюджетов, например, в Московской области по закону № 53/2011-ОЗ от 22.04.2011 г. с 01.01.2011 г. выдаются региональные сертификаты на сумму 100 тыс. руб. И называется эта мера поддержки тоже материнский (семейный) капитал, только с эпитетом «региональный».

В п. 34 ст. 217 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежат обложению НДФЛ «средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей». Поскольку в данной формулировке никаких ссылок на принадлежность средств материнского капитала к тому или иному бюджету не указано, то усмотренное финансистами основание для начисления НДФЛ в данном случае выглядит противоречащим законодательству и необоснованно лишающим родителей права на получение поддержки в полном объеме.

Фактически подобный подход приведет к незаконному и бессмысленному изъятию у регионов части сумм, направляемых ими из собственных источников на социальную поддержку семей на своей территории, в пользу федерального бюджета. Пополнение федерального бюджета от этого будет менее, чем скудным, а семьи с детьми вынуждены будут больше отказывать себе и детям, чтобы  платить за обучение, жилье или оставлять матерей с еще меньшими пенсиями.

От скупой и неправомерной трактовки положений НК РФ Минфином не выиграет никто.

01.10.2012,Российский налоговый портал