Вопрос: Имеется договор на выполнение работ по текущему ремонту МКД. Ежемесячно подрядчик закрывает работы по данному договору перед УК. Работы выполняются разные по разным домам. Подрядчик выписывает нам несколько КС-2 и к ним одну КС-3, но при этом может быть представлено несколько КС-3 одной датой с приложенными к каждой из них несколько КС-2.
 
Правильно ли то, что по одному договору одной датой выписывается несколько КС-3, или должна быть выписана одна КС-3 ко всем актам КС-2 по работам выполненным на эту дату? Или же в связи с тем, что работы разные и объекты (дома) разные, то вообще на каждый объект и на каждую работу должен быть отдельно КС-2 и КС-3 не смотря на то, что это в рамках одного договора?
 
Могут ли они на все КС-3 выписать одну счет-фактуру или же к каждой КС-3 должна выписываться отдельно счет-фактура? Если можно одну, то каким образом она должна быть оформлена? Или же вообще правильно выписывать счет-фактуру к КС-2?
 
 
Ответ: формы Акта о приемке выполненных работ (далее – КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (далее КС-3) утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».
 
 
В данном Постановлении относительно КС-2 указано, что акт применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).
 
 
На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Таким образом, казалось бы, можно сделать вывод о том, что законодательством установлено, что на справке по форме КС-3 должен соответствовать акт КС-2.
Однако, необходимо учитывать следующее. Применение форм КС-2, КС-3 судами признаются необязательным, поскольку постановление Госкомстата России № 100 опубликовано не было. Сведений о его представлении в Минюст России не имеется[1] (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2008г. № А56-5204/2007, постановление ФАС Московского округа от 03.02.2009 № А40-9825/08-98-22, постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2013 № А65-7971/2012).
 
 
С 2013 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) упразднена обязанность применения экономическими субъектами первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичных документов. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Вместе с тем по-прежнему имеется перечень реквизитов, которые обязан содержать любой первичный документ (часть 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). По общему правилу приемка выполненных работ по договору подряда оформляется актом или иным документом, удостоверяющим приемку (п. 2 ст. 720 ГК РФ), а по договору строительного подряда - именно актом (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
 
 
Статьей 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора, заключаемого как гражданами, так и юридическими лицами. При необходимости в договоре могут быть согласованы документы, которыми будут определяться объем и стоимость выполненных (выполняемых) работ. Таким образом, если стороны в договоре согласовали оформление форм КС-2 и КС-3, следует придерживаться именно такого порядка оформления документов.
 
Однако, если в договоре не упомянуто обязательное применение указанных форм первичных документов при сдаче-приемке работ, акт приемки выполненных работ может быть составлен в произвольной форме, но с обязательным указанием реквизитов, предусмотренных в части 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ (при этом справку КС-3 составлять не обязательно).
 
Однако если же организация приняла решение использовать унифицированные формы КС-2, КС-3 при оформлении выполненных работ, то следует учесть следующее. Как уже было отмечено выше, для учета выполненных работ применяется Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а, также утвержденная Постановлением № 100), который является накопительным документом и на основании которого составляются акт КС-2 и справка КС-3.
Журнал учета выполненных работ ведется исполнителем работ по каждому объекту, на котором осуществляются работы на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.
 
Таким образом, учет выполненных работ с начала выполнения договора и до момента окончательного завершения работ должен осуществляться именно по каждому отдельному объекту. Следовательно, и акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 должен составляться по каждому объекту в отдельности.
Форма КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.
 
При заполнении формы КС-3 в графе 4 указывается стоимость работ и затрат нарастающим итогом с начала выполнения работ, включая отчетный период. В графе 5 формы КС-3 указывается стоимость работ и затрат нарастающим итогом с начала года, включая отчетный период. В графе 6 выделяются данные за отчетный период.
Таким образом, из структуры содержания форм КС-2, КС-3, следует что если к отчетному периоду относятся несколько Актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) в рамках исполнения одного договора с одним заказчиком, по одному объекту, то все эти акты могут служить основанием для заполнения единой Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) за этот отчетный период.
 
Однако в КС-3 рекомендуем сделать ссылки на акты, стоимость работ которых была включена в данную справку.
 
Относительно счетов-фактур поясняем следующее.
Согласно п. п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, и при наличии соответствующих первичных документов.
 
На основании п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией работ признается передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.
 
Порядок сдачи и приемки работ по договору строительного подряда регулируется ст. 753 "Сдача и приемка работ" Гражданского кодекса Российской Федерации.Так, согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. При этом в соответствии с п. 3 данной статьи ГК РФ заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.
 
 
На основании п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.Таким образом, основанием для формирования счета-фактуры является акт выполненных работ КС-2 (Письмо Минфина РФ от 20.03.2009 N 03-07-10/07).Если акты КС-2 характеризуют неделимый результат нужно оформить единый счет-фактуру - на полную стоимость работы. Но если этапы работ, отраженные в актах, имели самостоятельное значение, то и счета-фактуры необходимо выставлять к каждому из актов.
          
На основании вышеизложенного, резюмируем: оформление нескольких КС-2 к одной КС-3 возможно, если работы проводились в рамках одного объекта (одного дома). Соответственно, на основании данных документов выставляется и один счет-фактура.
 
 
Также рекомендуем самостоятельно разработать документ на основании, которого будут приниматься работы (отвечающий требованиям ст.9 Закона № 402-ФЗ) и закрепить его применение путем заключения дополнительного соглашения к имеющемуся договору. Таким образом, данный документ заменит акты КС-2 и справку КС-3 и избавит организацию от возможных ошибок.
 
 
 ________________________________________
[1] правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий. Они считаются не вступившими в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.