На портале  Audit-it. опубликован комментарий  Александра Миронова.


"Упрощенцев" на присоединенных к Москве территориях ждет ухудшение их положения задним числом.


В письме ФНС от 16 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13608@ содержатся разъяснения о применени пониженных ставок по УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы для налогоплательщиков, находящихся на присоединенных к Москве территориях.Законом Московской области предусмотрена 10%-ная ставка для некоторых видов деятельности, при условии, что один из этих видов деятельности обеспечивает не менее 70% выручки налогоплательщика. На территории Москвы также предусмотрена пониженная ставка, однако виды деятельности, по которым она разрешается, только частично совпадают с теми, которые предусмотрены в Московской области. К тому же, в Москве выше требование к доле одного из этих видов деятельности в выручке налогоплательщика (75%).

 

"Налогоплательщики, состоящие на учете на присоединенной к г. Москве территории по месту нахождения организации (месту жительства ИП), выполнившие условия Закона Московской области N 9/2009-ОЗ в I квартале, I полугодии 2012 года, вправе применять налоговую ставку в размере 10%, при определении суммы авансовых платежей, подлежащих уплате по срокам за I квартал - 25.04.2012 и за I полугодие - 25.07.2012.

 

При определении суммы авансовых платежей за 9 месяцев и суммы налога по итогам 2012 года налогоплательщики, переданные на учет в МИ ФНС России N 51 по г. Москве, могут применять пониженную ставку в размере 10% только лишь в том случае, если по итогам данных периодов ими соблюдены условия, предусмотренные Законом г. Москвы N 41, независимо от того, по какой ставке (10% или 15%) ими были определены авансовые платежи за I квартал и (или) за I полугодие 2012 года", - разъясняет ФНС.

 

Если предприятие не пользовалось льготой в Московской области, но получило основания для ее применения с присоединением к Москве, то по итогам 9 месяцев исчисляет аванс (а по году - налог) уже по ставке 10% и вычитает ранее уплаченные авансовые платежи, исчисленные по ставке 15%. ФНС не исключает возникновения переплаты в такой ситуации.

 

В случае если основание для льготы отсутствует в Москве, но имелось в Московской области, то, напротив, аванс по итогам 9 месяцев и сумма налога по итогам года исчисляется по ставке 15%, а авансовые платежи за 1 квартал и 1 полугодие вычитаются фактически уплаченные, исчисленные по ставке 10%.

 

От себя добавим, что фактически это означает, что во втором случае налогоплательщик будет вынужден платить более высокий налог и за тот период, когда он имел право пользоваться льготой. Получается, что, при таком подходе со стороны ФНС (который, как указывается в письме, согласован и с Минфином) ухудшение положения некоторых налогоплательщиков приобретает обратную силу.

 

"Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня официальной публикации и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 НК)", - отмечает Александр Миронов, руководитель департамента аудита аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз». "Для упрощенца налоговым периодом является календарный год (346.19 НК РФ). Поэтому считаем не правомерным в середине налогового периода применять ставки, ухудшающие положения налогоплательщика. К тому же, согласно пункту 6 статьи 3 НК акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Похожая ситуация была рассмотрена в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2010 г. N 44-Г10-2. Спор касался отмены регионального нормативного акта, которым были установлены более благоприятные ставки транспортного налога, и введения в действие нового. Суд установил, что это может быть осуществлено лишь с соблюдением положений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 5 НК", - продолжает эксперт.