Коллекторы оказались заложниками Трудового кодекса и профильного закона. Взыскателям долгов физлиц запрещено иметь в штате сотрудников с незакрытыми исполнительными производствами, однако оснований для их увольнения по трудовому законодательству нет. Решить проблему способны поправки к Трудовому кодексу, которые могут быть инициированы по итогам рассмотрения обращения коллекторов в Минтруд.


В распоряжении “Ъ” оказалось письмо Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) к главе Министерства труда и социальной защиты (Минтруда) Максиму Топилину. В нем ассоциация просит снять противоречия между требованиями закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ) к сотрудникам коллекторских агентств и Трудовым кодексом (ТК РФ). В соответствии с профильным законом в коллекторских агентствах не могут работать сотрудники, допустившие, в частности, неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности на срок более 30 рабочих дней (в том числе по алиментам, налогам, штрафам и т. д.). При этом ни сам 230-ФЗ, ни ТК РФ не содержат положений, дающих агентству право расторгнуть трудовой договор с сотрудником из-за наличия в отношении него незакрытых исполнительных производств.

 

Как коллекторы не вынесли отчетности.

В ТК РФ есть лишь основания для расторжения трудовых договоров из-за ограничений на занятие определенными видами деятельности, установленных ТК РФ или иным федеральным законом, исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Однако судебная практика по данному вопросу отсутствует, а нечеткая формулировка этой нормы вызывает опасения участников рынка, что формироваться она будет неоднозначно.


После вступления в силу основных положений закона, регулирующего взыскание долгов физлиц, коллекторы оказались в непростой ситуации. По словам директора НАПКА Бориса Воронина, в начале этого года со сложностями столкнулось практически каждое коллекторское агентство при подаче документов на вступление в госреестр. В Федеральную службу судебных приставов (ФССП, ведет реестр) необходимо было представить полные списки сотрудников, включая вспомогательный персонал.

К агентству, имеющему работников, не отвечающих требованиям закона (в том числе и по наличию незакрытых исполнительных производств), регулятором может быть применено административное наказание, вплоть до исключения из государственного реестра и остановки деятельности.

Однако оперативно избавиться от сотрудников-должников по собственной инициативе коллекторы не могли. «Мы не можем уволить человека из-за наличия какого-либо долга,— говорит гендиректор агентства “М.Б.А. Финансы” Федор Вахата.— С другой стороны, мы должны соблюдать требования профильного закона и сейчас при приеме на работу проверяем всех претендентов, в том числе на наличие непогашенных обязательств». По словам гендиректора «Секвойя Кредит Консолидейшн» Алексея Терского, перед вступлением в реестр компания помогла одному из сотрудников погасить финансовые обязательства, чтобы избежать возможных санкций со стороны ФССП. «Перед вступлением в реестр мы выяснили, что в агентстве работает несколько сотрудников с непогашенными обязательствами по исполнительному производству,— признает гендиректор “Активбизнесколлекшн” Дмитрий Теплицкий.— С двумя из них пришлось прекратить трудовые отношения по согласованию сторон, поскольку они не могли оперативно погасить крупные суммы».
Как приставы стимулируют легализацию рынка.

Получить комментарий Минтруда “Ъ” вчера вечером не удалось. В ФССП на запрос “Ъ” сообщили, что не наделены полномочиями по разъяснению действующего законодательства. Оперативно связаться с Минюстом, который отвечает за нормативно-правовое регулирование деятельности взыскателей в рамках 230-ФЗ, не удалось.

Подобных жестких требований к сотрудникам нет ни в одной другой области, даже для самих сотрудников ФССП, сетуют участники коллекторского рынка. «Только в нашей отрасли такая проблема, которую работодатель не может ни спрогнозировать, ни предотвратить, ни решить с помощью увольнения сотрудника и которая является реальной угрозой для бизнеса»,— отмечает Борис Воронин. «Столь жесткие нормы не применяются ни к госслужащим, ни даже к самим судебным приставам,— сетует совладелец агентства “Эверест” Дмитрий Чернышов.— Это двойные стандарты».


Юристы считают, что для устранения проблемы необходимо внести поправки в ТК РФ. «Специальной нормой для регулирования правоотношений работников и работодателей является Трудовой кодекс, и в нем не предусмотрены подобные основания для увольнения, внесение корректировок в эти статьи полностью решит проблему»,— отмечает партнер «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов.

    
Газета "Коммерсантъ" №115 от 29.06.2017.