Реализация майских указов президента Владимира Путина все чаще вызывает вовсе не благодарность, а негативное отношение граждан. Такие сенсационные данные опросов населения были представлены вчера в Общественной палате (ОП), которая помогает президенту контролировать намеченные им же экономические преобразования. Своими указами президент пытается улучшить положение многодетных семей, облегчить бюджетникам покупку жилья и увеличить зарплаты врачей и учителей. Однако опросы этих категорий граждан фиксируют явное ухудшение в тех сферах, где Владимир Путин добивается улучшений. 


Знаменитые майские указы президента Владимира Путина остаются основой для социально-экономической политики в России. Для контроля над их исполнением президент создал в июле 2012 года специальную комиссию, в которую вошли представители его администрации, а также правительства, Совета безопасности, Совета Федерации, Общественной палаты и губернаторы. Первое заседание этой Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития прошло уже в январе 2013 года. Аналогичный мониторинг взялась проводить и Общественная палата, но в отличие от Владимира Путина она не заслушивает доклады министров, а интересуется мнением граждан: улучшается ли в глазах населения ситуация в тех областях, которые перечислил в своих майских указах президент.
Парадоксально, но опросы общественного мнения выявили, что в тех социальных сферах, в которых президент добивается улучшений, население отмечает лишь дальнейшее ухудшение ситуации.



Многодетные семьи считают, что жилищная проблема становится для них все более острой и трудноразрешимой. В здравоохранении и образовании многие работники столкнулись не с ростом зарплат, а сокращением. Список можно продолжать долго: инвалидам не обеспечиваются в полной мере рабочие места, женщинам с детьми все сложнее устроиться на работу и т.д. Президентские указы, которые призваны улучшить социальную сферу, на местах практически не исполняются либо исполняются в совершенно извращенном виде. Судя по всему, дело в том, что указы президента сами по себе неисполнимы с точки зрения финансирования, отсюда – монструозные инициативы регионов. Обо всем этом рассказали вчера члены Общественной палаты на пленарном заседании на тему «Реализация социально значимых указов президента». Предполагается, что результаты мониторинга, проведенного ОП, будут переданы в президентскую Комиссию.


Один из многочисленных примеров пробуксовки, которые привела Общественная палата, – реализация указа о доступном и комфортном жилье, который прописывает, что в стране должны быть созданы возможности для улучшения жилищных условий, в том числе за счет снижения стоимости жилья и повышения доступности ипотеки. Особое внимание в указе уделяется квартирному вопросу многодетных семей.
«К сожалению, по субъективной оценке граждан, предпринятые меры пока не привели к улучшению ситуации», – замечают в Общественной палате. И ситуация, похоже, продолжила ухудшаться. «По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», 45% респондентов из числа многодетных семей заявили, что «в нашем городе (поселке, селе) жилищные условия у семей с тремя или более детьми стали хуже»; 52% многодетных считают, что «в последнее время в нашем городе (поселке) семьям с тремя и более детьми стало сложнее улучшить свои жилищные условия»; 53% опрошенных считают, что сегодня молодым семьям стало тяжелее приобрести жилье», – такие данные приводятся в докладе первого заместителя секретаря ОП Михаила Островского. Как итог – более трети граждан считают, что у многодетных жилищные условия хуже, чем в среднем по региону. «Особенно острой, по мнению людей, эта проблема стала в Москве, в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. и в малых городах. Лишь в сельской местности (и то не везде) люди имеют возможность решить свои проблемы благодаря строительству частного дома. Но и на его возведение нужны немалые средства», – говорится в докладе.

 

В большинстве регионов и ряде муниципалитетов действуют меры государственной поддержки молодых семей, многодетных, бюджетников, есть программы льготного ипотечного кредитования. «Однако в некоторых регионах спрос на льготное ипотечное кредитование выше предложения». В качестве примера Островский приводит Свердловскую область: в ней те, кто стоит в конце очереди на право воспользоваться господдержкой, «смогут получить льготу только через 17 лет, когда возраст супругов уже давно перешагнет допустимые 35 лет». До сих пор во многих регионах получение льготной ипотеки осложняется необходимостью собирать множество документов. Красивые начинания федерального Центра губит местная бюрократия.


«Во многих городах и поселках износ жилого фонда достиг по-настоящему драматических значений. Инвалиды, матери и дети получают в сравнении с прошлыми годами, может быть, и более существенные средства из казны, вот только цены за это время, уровень жизни других слоев населения далеко продвинулись вперед, сделав целые группы граждан страны аутсайдерами без возможности рассчитывать на лучшую жизнь», – замечают в ОП.
Другой пример – реализация указа, направленного на совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения. В течение первого полугодия 2013 года правительство РФ должно было разработать комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения качественными медицинскими кадрами, в том числе дефицитными, предусмотрев дифференцированную социальную поддержку медработников. Повышение качества и доступности медуслуг должно привести к снижению показателей смертности и заболеваемости россиян. Однако, как следует из доклада ОП, местные власти, «сжившиеся со ставшими привычными социальными проблемами», поняли «сигналы из Москвы» о необходимости улучшить положение врачей несколько по-своему. Отсюда такие монструозные инициативы, как, например, в Ижевске: «Местные органы руководства здравоохранением доработались до того, что за одного пациента врач стал получать 23 рубля», – привели пример в ОП. На эту инициативу, кстати, уже отреагировала министр здравоохранения Вероника Скворцова. Она сообщила, что на самом деле «прием одного человека, согласно нормативам оказания медицинской помощи, стоит 266,3 рубля».


Указ о социальной политике предполагал среди прочего существенный рост зарплат в сфере образования. «В целом в плане количественных показателей можно говорить о том, что указ в части заработных плат учителей в основном выполняется. Но важно понимать, что в некоторых субъектах РФ достигают роста показателей по зарплатам в том числе за счет реструктуризации образовательных учреждений и, как следствие, увеличения учебной нагрузки на учителей. По мнению профсоюза учителей, сегодня нагрузка на учителей достигла уровня, при котором невозможны не только повышение квалификации и качества образования, но и просто нормальная работа», – говорится в докладе ОП. Другие важные вопросы – «жилье для учителя, правовая незащищенность педагога, плохая материальная обеспеченность школы».
Наконец, данные общественного мониторинга подтвердили, что в настоящее время «для выполнения указов президента бюджеты субъектов РФ перекраиваются таким образом, что не остается финансов для выполнения других задач». «Существует явная угроза, что недостаток средств в региональных бюджетах приведет к нехватке средств на выплату заработной платы во втором полугодии и, как следствие, к вынужденным сокращениям в учреждениях бюджетной сферы», – резюмирует Островский.


Опрошенные «НГ» эксперты подтвердили выводы Общественной палаты. «В последнее время наметилась тенденция осложнения получения ипотечных кредитов для работников бюджетной сферы и многодетных семей. Это вызвано тем, что необходимо собрать много разнообразных документов, подтверждающих тот или иной статус. Несмотря на рост зарплат в бюджетном секторе, не все желающие могут претендовать на получение ипотечного займа со стороны государства. В ряде регионов спрос на ипотечные кредиты со стороны граждан превышает предложение. Многие многодетные семьи с нынешним уровнем дохода не способны погасить ипотечный кредит. Инфляция в нашей стране остается на достаточно высоком уровне, и если семья берет кредит на жилье, то ей не будет хватать денег на покупку необходимых товаров», – отмечает консультант департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский.


Эксперты не исключили, что в ближайшее время бюджетники все чаще будут сталкиваться и с сокращением оплаты труда, и с увольнениями, а это, в свою очередь, чревато новыми социальными недовольствами. «Сейчас идет работа по оптимизации региональных бюджетов. Деньги из одних статей бюджета переносятся на другие статьи. Ряд статей недофинансирован, и могут случиться сокращения зарплаты и даже увольнения, которые вызовут недовольство граждан», – полагает Чернявский.


«С учетом того, что экономика РФ находится в стагнации, налоговые поступления буду снижаться, сколько бы контролирующие органы ни «закручивали гайки». Так как источником доходов бюджетников является в основном бюджетное финансирование, которое формируется за счет средств налогоплательщиков, есть все предпосылки негативного сценария, в том числе снижения зарплат», – соглашается директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов.

http://www.ng.ru/economics/2013-04-25/1_realty.html