Российский рынок аудита и консалтинга в прошлом году показал стабильный рост, немногим опережающий рост экономики в целом. При этом выживают на этом рынке лишь крупнейшие компании, ориентированные на обслуживание доминирующих сейчас в экономике холдингов.

 

Рынок аудита

По итогам прошлого года российский рынок аудита вырос на 12,2%, что значительно выше, чем в предшествующие годы (около 3,4% в 2010-2011 годах, а в 2009-м — падение почти на 5%). Однако, невзирая на явно положительную динамику роста выручки, аудиторы не склонны говорить о каких-либо кардинальных прорывах, в лучшем случае речь можно вести о стабилизации.

 

"Несмотря на некоторое повышение выручки от аудиторской деятельности — скорее инфляционное и соответствующее общим показателям экономики, рынок аудита в 2012 году находился в состоянии неустойчивого равновесия,— полагает гендиректор АКГ "Уральский союз" Марина Ризванова.— Компании перестраивали работу в соответствии с изменениями в декабре 2011 года нормативной базы (было введено 34 новых стандарта), а также c контрольной работой регулятора. Росфиннадзор начал новый этап проверок аудиторских саморегулируемых организаций и отдельных компаний, что вызвало усиление контроля со стороны самих объединений аудиторов. Поэтому аудиторские компании были вынуждены думать не только о повышении прибыли, но и о сохранении статуса".


О том, что общая картина неплохого роста выручки не в полной мере отражает ситуацию на рынке, а точнее, положение дел в самих аудиторских компаниях, говорит и заместитель гендиректора компании "Росэкспертиза" Александр Ерофеев. "Двенадцатипроцентный рост вполне нормален для стабильного рынка,— рассуждает он.— В целом рынок стабилизировался, однако внутри самого рынка, среди аудиторских организаций, происходят довольно бурные процессы. В первую очередь эти изменения связаны с затуханием регионального бизнеса. За последние несколько лет мы наблюдали множество примеров в буквальном смысле гибели некоторых региональных компаний, которые утратили заказчиков, и их сотрудники оказались на улице. И это в основном не вина таких компаний. Просто в силу существующей макроэкономической тенденции бизнес укрупняется, возникают новые холдинги и субхолдинги. При этом аудиторско-консультационные услуги эти группы начинают заказывать уже в крупных компаниях, которые имеют достаточный кадровый и методический ресурс для того, чтобы обслуживать именно группы компаний. Подобно тому как в экономике продолжают преобладать крупные структуры, аналогичные процессы укрупнения развиваются и на аудиторском рынке".

 

Объективным, связанным с требованиями заказчиков процессам вытеснения малых компаний способствовали и инициативы регуляторов. В частности, инициированная Минфином переаттестация аудиторов. Согласно закону "Об аудиторской деятельности", в этом году был введен новый порядок получения квалификационных аттестатов аудиторов. Если раньше аттестаты выдавались по видам деятельности (общий аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций, аудит бирж, бюджетных фондов и инвестиционных институтов), то по новым правилам их заменил единый квалификационный аттестат аудитора. Обладателям старых сертификатов дали возможность пересдать экзамен по упрощенной схеме в период с начала 2011-го по конец 2012 года. Но сдать "упрощенку" удалось лишь малой части ранее сертифицированных аудиторов — просто потому, что в специфике аудита финансовых организаций и правилах составления отчетности по международным стандартам разбирались немногие.

 

"С первого раза сдать экзамен мало у кого получалось,— говорит Марина Ризванова.— Но компании, руководители которых обзавелись новыми аттестатами, получили конкурентное преимущество. Клиенты стали включать в конкурсные условия требование о наличии нового аттестата у директора аудиторской фирмы. И сейчас некоторые весьма крупные игроки аудиторского рынка имеют руководителей как официальных (для участия в конкурсах), так и публичных, т. е. всем известных, но не значащихся в ЕГРЮЛ. При этом в результате ужесточения регулирования и переаттестации аудиторов усилилась тенденция к консолидации компаний. Это еще не формальные слияния или поглощения, но на уровне некрупных компаний — уже тесное партнерство".


Рынок консалтинга

Российский рынок консультационных услуг в 2012 году вырос сильнее аудиторского — на 20%. Такой результат был обеспечен благодаря резкому (на 28%) росту сектора консалтинга в сфере информационных технологий, на который приходится более половины объема российского рынка консультационных услуг. Если же рассматривать рынок консалтинга без учета ИТ, рост оказался практически таким же, как на рынке аудиторских услуг,— 13%.

Наиболее сильно при этом выросли сегменты консалтинга в сфере финансового управления (на 39%), управления персоналом (27%) и оценочной деятельности (22%).

 

"Эти данные подтверждают, что на сегодня основным трендом является оптимизация,— полагает гендиректор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян.— Кризис 2008-го застал всех в состоянии эйфории, связанной с безудержным ростом потребления и производства: тогда все оптимизационные процессы были направлены на непосредственное сокращение затрат и удержание существующих позиций. Сегодня идет активная модернизация систем управления — это и автоматизация процессов управления, и внедрение информационных технологий, и, безусловно, переформатирование и модернизация производства. И речь идет об оптимизации в самом прямом смысле слова — не о простом сокращении затрат, а о реальном увеличении производительности труда".

 

"С моей точки зрения, большой спрос на услуги консалтинга в сфере финансового управления говорит о выходе из кризиса отдельных предприятий,— считает гендиректор компании "2К-Аудит-Деловые консультации" Тамара Касьянова.— При этом современный бизнес у нас силен в области организации сбыта продукции и услуг, но и в то же время у него есть некоторые проблемы в области организации контроля издержек, систем внутреннего контроля, управления рисками, эффективного использования собственных средств. Кроме того, многие предприятия отдают на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета, особенно если нужна отчетность по международным стандартам. В России все больше предприятий (все банки, все страховые компании, а также предприятия, составляющие консолидированную отчетность), которые обязаны готовить ее по международным стандартам, но сами делать это они часто не могут. Рост сектора консалтинга в сфере управления персоналом вызван примерно теми же причинами — необходимостью усиления контроля и снижения издержек".

 

Близко к среднерыночным (без учета ИТ) темпам росли такие сегменты, как налоговый консалтинг (на16%), консалтинг в сфере производства (14%) и юридический консалтинг (13%). Практически не вырос сегмент консалтинга в сфере общего управления и администрирования (+2%). В двух сегментах наблюдался спад: выручка от консалтинга в сфере реструктуризации предприятий упала на 12%, в сфере маркетинга — на 64%.

"Спад в секторе консалтинга в сфере реструктуризации предприятий связан с тем, что основная фаза кризиса уже миновала,— считает Тамара Касьянова.— Часть реструктуризированных предприятий перешла под управление специальных компаний, в основном созданных при банках-кредиторах. И внешние консультанты сейчас не так нужны, больше нужна точечная помощь — в области финансового управления, организации производства. Что касается банкротства, то здесь нужна помощь оценщиков, консультантов-аналитиков. Снижение темпов роста консалтинга в сфере маркетинга обусловлено тем, что большинство предприятий организует собственные маркетинговые службы, поскольку считают, что это эффективнее, нежели привлечение внешних консультантов. Внешние консультанты привлекаются чаще для разработки маркетинговой стратегии в целом".

 

"Сильное сокращение затрат на маркетинг — еще одно свидетельство курса на оптимизацию,— говорит Агван Микаелян.— Эта динамика указывает на то, что прежде всего стоит задача удержать существующие позиции с наименьшими затратами путем увеличения производительности труда, а не путем расширения рынков сбыта. Сокращение затрат на реструктуризацию предприятий говорит о том, что на данный момент актуально проводить усовершенствование уже существующих систем, делая их более конкурентоспособными, а не создавать и расформировывать всевозможные холдинги".

 

Говоря о перспективах рынка, эксперты отмечают, что в этом году ожидают продолжения роста рынка. "Рост будет в основном благодаря сектору консалтинга, а не сектору аудита,— считает Тамара Касьянова.— В аудите много демпинга, а в консалтинге, где есть уникальная услуга, больше возможностей для роста — как ценового, так и за счет привлечения новых клиентов. Наибольшие перспективы я вижу в сфере производственного консалтинга, поскольку, если не развивать производство, вся экономика окажется в тяжелом положении".

 

"Очевидно, что на рынок аудиторско-консалтинговых услуг не может не влиять общая экономическая ситуация, которую я бы охарактеризовал как очень умеренный рост, идущий параллельно с ожиданием будущего возможного кризиса,— говорит Агван Микаелян.— В связи с этим все основные тенденции, которые преобладали в прошлом году, сохраняются и в текущем: наиболее востребованные услуги сейчас тем или иным образом связаны с антикризисными планами компаний. Уроки последнего кризиса российский бизнес выучил хорошо. Сейчас компании, как никогда ранее, озабочены созданием резервов, оптимизацией бизнес-процессов, оценкой активов для привлечения финансов и оборотных средств".

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2175466