Опасные цены. Государство ужесточит налоговый контроль за крупными компаниями

Автор: Андрей Сусаров

 

Минфин хочет усилить контроль за отношениями российских компаний с зарубежными партнерами
 
Минфин собирается ужесточить главу Налогового кодекса о контроле за крупными корпорациями. В законе, вступившем в силу лишь в январе этого года, обнаружились пробелы, по-прежнему позволяющие компаниям уходить от налогов. После внесения поправок налоговики смогут следить за отношениями российских компаний с зарубежными контрагентами и выявлять пути вывода прибыли из страны. Одновременно, впрочем, налогоплательщикам предложат и некоторые послабления.
 

 

Минфин собирается ужесточить главу Налогового кодекса о контроле за крупными корпорациями. В законе, вступившем в силу лишь в январе этого года, обнаружились пробелы, по-прежнему позволяющие компаниям уходить от налогов. После внесения поправок налоговики смогут следить за отношениями российских компаний с зарубежными контрагентами и выявлять пути вывода прибыли из страны. Одновременно, впрочем, налогоплательщикам предложат и некоторые послабления.

 

Глава о налоговом контроле над сделками взаимозависимых лиц появилась в кодексе лишь в прошлом году, а вступила в силу в минувшем январе. Ее принятию предшествовало несколько лет дискуссий. Государство пытается бороться с недобором налогов из-за трансфертного ценообразования — искусственного занижения цен при сделках между структурами одной корпорации. Самым известным оптимизатором налоговых платежей с помощью этого механизма официально признан бывший глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Новый закон в первую очередь и направлен на контроль за сырьевым бизнесом.

 

Как рассказал в пятницу на конференции «Трансфертное ценообразование в России: первая практика применения новых норм» глава сводно-аналитического отдела департамента налоговой политики Минфина Андрей Кизимов, уже первые месяцы практики показали, что закон надо исправлять. Сейчас Минфин готовит к соответствующему разделу НК порядка 60 «технических поправок, устраняющих нестыковки отдельных частей налогового законодательства». Кизимов не видит в этом проблем. По его словам, «от трех до пяти лет понадобится, чтобы и налогоплательщики, и регуляторы адаптировались к новому закону». Ведомство надеется, что поправки успеют внести до конца года.

 

В законе будет четче указано, какие сделки между взаимозависимыми лицами нужно суммировать, чтобы понять, попадает компания под особый контроль или нет. Сейчас потолок составляет 3 млрд руб. в год, с 2013 года уменьшится до 2 млрд, с 2014-го — до 1 млрд руб. В ведомстве склоняются к тому, что порог должен устанавливаться по сумме сделок с каждой из взаимозависимых компаний налогоплательщика, а не со всеми сразу. Это заметно сокращает число потенциальных «жертв».

 

Но вместе с пряником корпорации ожидает и кнут. Налоговики начнут проверять сделки с зарубежными компаниями, сотрудничество с которыми несет российским партнерам только расходы. Теоретически это должно помочь борьбе с уводом прибыли за рубеж через аффилированные структуры.

 

Кизимов пообещал, что поправки уменьшат административное давление на бизнес. Сейчас компании сами должны в конце года уведомлять Федеральную налоговую службу (ФНС) о совершении ими сделок, подлежащих контролю. Проект такого уведомления, по словам партнера аудиторско-консалтинговой компании BDO в России Сергея Челышкова, появился некоторое время назад на сайте ФНС, но затем исчез. По мнению юриста, документ «напугал налогоплательщиков своим объемом». Информация, которую запрашивает ФНС, избыточна по сравнению с тем, что требует закон, подтверждает замглавы налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Тихоновский.

 

О фискальных итогах первых месяцев действия нового закона говорить рано, заверил «МН» Кизимов. В Минфине ожидали увеличения собираемости налогов примерно на 100 млрд руб. в год. Но эффект будет не раньше 2014 года, пока действуют различные переходные положения. В частности, предусмотрено освобождение налогоплательщиков от штрафных санкций.

 

«Конечно, закон приведет к увеличению доходов бюджета. По мере формирования правоприменительной и судебной практики прирост поступлений по налогу на прибыль, а также за счет штрафных санкций может составить 5–10%», — полагает директор по налоговому консультированию компании BDO в России Яков Быков. «Государство надеется на дополнительные бюджетные доходы. Но как будет на самом деле, сейчас трудно сказать», — сомневается Тихоновский.

 

Если эффект нового законодательства для крупных компаний еще неясен, то средний бизнес, особенно в столицах, ощутит усиление давления налоговиков уже в самое ближайшее время. Из-за нового порядка исчисления налога на прибыль для крупнейших налогоплательщиков происходит перераспределение денежных потоков из бюджетов регионов, где находятся головные организации холдингов (в основном Москва и Санкт-Петербург), в сторону регионов, где ведется основная хозяйственная деятельность этих компаний, объясняет Дмитрий Ширяев из аудиторской группы «Уральский союз». «Это неизбежно приведет к усилению контрольной работы налоговых органов в тех регионах, которые будут терять поступления. Причем давление усилится не в отношении корпораций, а на остальных налогоплательщиков, прежде всего средний бизнес», — предупреждает Ширяев. Налоговики Москвы, потерявшей за первый квартал 2012 года 10% налога на прибыль по сравнению с прошлым годом, уже предупредили бизнес о предстоящих вызовах на комиссию по работе с низкорентабельными организациями.