Дмитрий Ширяев, руководитель судебной практики АКГ "Уральский союз" прокомментровал возможные ужесточения мер за применение "серых" зарплатных схем. 


В новости, размещенной на нашем сайте, прозвучал тема ужесточения наказания за «серые» зарплаты. Поправки должны «расширить» список зафиксированных в ст. 199.1 Уголовного кодекса правонарушений, за которые генеральный директор и главбух могут быть привлечены к уголовной ответственности. Они могут быть оштрафованы на 100-300 тыс. руб., им также грозит арест на срок до полугода. Кроме того, их могут лишить свободы на срок до года за умышленное не перечисление НДФЛ.


Российский налоговый портал обратился к экспертам и попросил их прокомментировать данную новость. Как вы относитесь к таким нововведениям? Действительно ли ужесточение наказания поможет навести порядок? На эти вопросы эксперты постарались дать ответы.

 

Комментарии экспертов


Дмитрий Ширяев.

Предложенные поправки – невысокого юридического качества. Ответственность налоговых агентов предусмотрена ст. 123, а не 120 НК РФ. Уж если и была необходимость дополнять, то именно эту статью. Штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога есть и в ст. 123 (сокрытие дохода предполагает не удержание с него налога), и в п. 3 ст. 120 (сокрытие дохода для НДФЛ влечет занижение налоговой базы), и п. 1 ст. 122 (черная зарплата – как раз «другие неправомерные действия», указанные в этом пункте) Налогового кодекса РФ. Единственное существенное дополнение – введение минимального штрафа за сокрытие дохода каждого работника, а не по налогоплательщику в целом. Такое уточнение может быть принято.
Поправка в ст. 199.1 УК РФ может создать явную путаницу при применении существующих п. 1 и 2 и предлагаемого п. 3, т.к. формулировки составов преступления очень близки по смыслу. А указать нижний предел неисполнения обязанностей налогового агента, как основание для именно уголовной ответственности авторы законопроекта указать не посчитали нужным. В общем, «три колоска» возвращаются... Шансы на принятие поправок в УК в связи с этим представляются минимальными.


Савр Дакинов, Юридическая фирма «Клифф», Руководитель налоговой практики

Ужесточения наказания за «серые» зарплаты, мера конечно эффективная и позволит налоговым и правоохранительным органам более действенней и шире применять репрессивные меры воздействия на не добросовестный бизнес. Но боюсь, что в действительности это только усугубит проблему и приведет к росту коррумпированности наших правоохранительных органов и повышению барьеров, прежде всего для малого бизнеса. Только репрессивными мерами и ужесточением наказания, эту проблему не решить.
То, что значительная часть бизнеса уводит зарплаты «в тень», это негативное последствие повышения ставки ЕСН с 26% до 34%. Повышение единого социального налога, в большей степени загнало малый бизнес в тень, сократило рентабельность крупных предприятий и доходы бюджета.
Причина повышения ЕСН тоже понятна – нехватка средств для формирования Пенсионного фонда. Этого никто не скрывал, и информация о том, что будут повышаться ставки страховых взносов, появилась еще в 2009 году, а весь 2010 год был своего рода тренировкой: «Лишь к концу года, пошла волна с заявлений ряда экспертов о том, что это убьет бизнес».
На крупных системообразующих предприятиях такое невозможно в силу того, что там развита система социальной защиты: ни профсоюзы, ни сами люди на это не согласятся. Но компании, работающие на грани рентабельности, возросшие издержки перекладывают на людей, либо уходят в тень, выдавая зарплату в конвертах.
Необходимо искать пути сокращения издержек для бизнеса всех форм собственности. А если говорить о малом бизнесе, необходимы комплексные меры, например ввести налоговые каникулы, и пониженную ставку ЕСН в размере - 26%». Тогда, ужесточение наказание за нарушения, будет более эффективной мерой, поскольку нарушать станет не выгодно и опасно.