Минэнерго – между Сечиным и Дворковичем. Топливно-энергетический комплекс страны оказался в состоянии неопределенности

 

Минэнерго, судя по всему, оказалось втянуто в аппаратную борьбу между правительственной и президентской комиссиями по топливно-энергетическому комплексу. Во вторник информагентства распространили заявления анонимных источников о кадровой несостоятельности российского Минэнерго и даже о неспособности ведомства выполнять свои функции. Многие наблюдатели посчитали это сообщение информационным «вбросом», свидетельствующим о неопределенности в сфере управления энергетикой страны.

Информагентства распространили новость о том, что министерство, которое теперь возглавляет Александр Новак, испытывает острый кадровый дефицит. Как сообщили «Лента.ру» и «Газета.ру» со ссылкой на Интерфакс, который, в свою очередь, получил информацию от анонимных источников в ведомстве, «в Минэнерго отсутствует примерно половина руководящего состава, включая начальников отделов». «Работать по большому счету некому. Все документы, согласования, законопроекты, проекты решений пишутся «на коленке» одним-двумя начальниками отделов и дорабатываются заместителями министров, – цитируют агентства слова анонимных источников. – До сих пор нет постоянного штатного расписания, нет четкого распределения обязанностей».

 
И судя по всему, наиболее сложная ситуация сложилась по направлению государственного регулирования нефтегазовой отрасли. Минэнерго, сообщают информагентства, покинули директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа Виктор Соловых, директор департамента переработки нефти и газа Петр Дегтярев, ряд начальников и их замов в отделах, отвечавших за налогообложение нефтяной отрасли, государственное регулирование нефтедобычи и нефтепереработки, формирование госполитики в нефте- и газохимии. В ведомстве появились вакансии на руководящие должности департамента управления делами и департамента корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК. «Минэнерго летом даже перестало еженедельно собирать штаб по мониторингу ситуации на топливном рынке – некому стало готовить заседания, – цитируют СМИ анонимного информатора. – Осенью штаб возобновил работу, но уже не еженедельно, а раз в две недели». «НГ», в свою очередь, стало известно, что также покидает должность советника министра энергетики и пресс-секретаря Дмитрий Клоков. Он подтвердил вчера газете факт своего ухода.

Столь необычная новость о кадровом голоде Минэнерго за несколько дней появилась во многих СМИ. Однако близкий к ведомству источник заявил вчера «НГ», что проблема кадрового голода необоснованно раздута. «Честно говоря, не понимаю, в чем тут новость и почему вдруг такое повышенное внимание именно к Минэнерго? То, что описано в сообщениях СМИ, – это общая ситуация для тех ведомств, в которых появился новый министр. То же самое происходит и в Минсельхозе, и в Минрегионе, и, кстати, в аппарате правительства, и в администрации президента, и в МВД. Это естественный процесс. Пришел новый руководитель – команда начала обновляться», – заявил чиновник. Кроме того, перечисленные в СМИ чиновники покинули ведомство по разным причинам – у кого-то наступил пенсионный возраст, кто-то принял решение об уходе еще до прихода нового министра. Более того, на вакантные места уже есть немало претендентов, поэтому говорить о развале ведомства нет оснований, считает собеседник «НГ».

«То, что в Минэнерго сейчас не хватает людей на руководящих должностях, не выглядит странным – ведомство считается очень влиятельным, так как через него проходят отчетности крупнейших нефтегазовых и энергетических компаний. Поэтому вполне возможно, что ведется самая обычная борьба за руководящие места», – предполагает аналитик компании AForex Нарек Авакян.

 

Большинство опрошенных «НГ» экспертов практически единодушно назвали сообщение о кадровых проблемах в Минэнерго информационным «вбросом». Разными у экспертов оказались лишь версии того, кто и с какими целями решил осуществить «вброс». Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что такая утечка информации – это попытка старой команды Минэнерго скомпрометировать и запугать нового министра. Возможно, это внутренние интриги некоторых сотрудников ведомства, но не исключено, что это и эхо коммерческих споров. «Пришел новый министр, который ранее с энергетикой особо связан не был, и его, вероятно, просто топят. Действительно, все перечисленные нарушения вполне могли быть. Но виноват в них не только министр. То, что документы пишутся на коленке, – не новость. Такое происходит в большинстве гражданских ведомств, причем часто эти документы пишутся стажерами и не всегда даже вычитываются. Или еще пример – что значит нет штатного расписания? Оно не меняется при смене министров, оно утверждается раз в году. Сотрудники министерства не подают в отставку при назначении нового министра. Так что доводы некоторых анонимных источников выглядят немного странно», – рассуждает Делягин.

На этом фоне директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов приходит к выводу, что «вброс» был осуществлен из самого министерства и его адресат – вышестоящие чины. «Из-за возникшей неопределенности сотрудники ведомства сейчас не только выполняют объем работы по вакантным должностям, но и не знают, кто с них потом спросит за неизбежные при этом ошибки и недоработки. При формальном уходе из правительства Игорь Сечин, вероятно, все же не утратил влияния на Минэнерго. А курирующий отрасль Аркадий Дворкович еще не обеспечил определенности в том, кому в действительности из двух параллельных органов подчиняется министерство. Поэтому прежняя команда ведомство покидает, а новая не приходит из-за неясности, чьим же указаниям необходимо следовать», – поясняет эксперт.Другие эксперты увидели в этом «вбросе» отголоски той неопределенности, в которой сейчас пребывает российский ТЭК. В России существуют две похожие структуры, курирующие энергетику. Это правительственная комиссия по ТЭКу, возглавляемая вице-премьером Аркадием Дворковичем, и президентская комиссия, ответственным секретарем которой стал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Между ними явно или неявно происходит сейчас передел влияния.

«Конечно, если кто-то одержит однозначную победу, то есть либо Сечин, либо Дворкович, он постарается поставить своих людей. Однако пока Дмитрий Медведев – премьер, данное противостояние может продолжаться бесконечно долго. Хотя шансы на победу, конечно, выше у Игоря Сечина», – рассуждает директор аналитического управления компании «Альпари» Александр Разуваев.

О том, что между параллельными структурами развернулась подковерная борьба за финансы и влияние, становится ясно по истории, которая происходит с дивидендами «Роснефтегаза» – компании, владеющей более чем 75% акций «Роснефти». Ранее деньги, оседающие в этой компании, в бюджет не изымались. Однако после того как президент Владимир Путин в сентябре раскритиковал некоторых министров за то, что они в своих проектировках не заложили расходы на реализацию его предвыборных обещаний, правительство решило изъять в бюджет дивиденды «Роснефтегаза». Как пояснял Аркадий Дворкович, в пользу бюджета может быть изъято более 50%, но менее 95% дивидендов за 2009-й, 2010-й и предыдущие годы. Вчера глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявил, что дивиденды «Роснефтегаза» за девять месяцев 2012 года пойдут через бюджет на докапитализацию «РусГидро» для реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке. Речь идет о 50,2 млрд. руб.

Расходы таких госкомпаний, как «Роснефть», заинтересовали и государственных контролеров. Так, рекордные трансферы санкт-петербургского «Зенита» не только накалили обстановку внутри команды, но и подтолкнули Счетную палату к проверке непрофильных расходов госкомпаний. «Я бы обратил внимание Минфина вместе со Счетной палатой на такую тему, как непрофильные расходы крупных госкомпаний. Это можно говорить о «Зените», о других эксклюзивных покупках, которые раздражают страну. Деньги тратятся бог знает куда. Насоздавали кучу фондов под разными крупными госкомпаниями», – пояснил вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.